Сегодня сценаристу фильма «Привидение» с Патриком Суэйзи, Деми Мур и Вупи Голдберг в главных ролях Брюсу Джоэлу Рубину 74 года, и он до сих пор востребован в Голливуде. Все эти годы продюсеры уговаривают оскароносного автора написать продолжение самой известной мелодрамы о призраках или же развить трогательную историю в сериал, но сценарист непреклонен.
Совсем недавно Брюс дал согласие на постановку сценической версии «Привидения» и даже побывал на её российской премьере. АиФ.ru узнал у кинематографиста, почему он поддержал идею мюзикла и как придумывал кинохит девяностых.
Елена Яковлева, АиФ.ru: — Брюс, для начала расскажите, как вам пришла в голову идея написать мистическую мелодраму?
Брюс Джоэл Рубин: — Меня всегда завораживала мысль о том, что смерть — это не конец, что жизнь так или иначе продолжается. Конечно, я не могу знать наверняка, но мне кажется, что большинство после смерти продолжает двигаться дальше. Возможно, они переходят на новый уровень. Я твердо убеждён лишь в том, что мы в определённом смысле существуем как до рождения, так и после смерти.
Развить эту идею могла история про призрака, и мне давно хотелось её создать. Но было достаточно трудно придумать сюжет.
На идею фильма «Привидение» меня натолкнула постановка «Гамлет». Там в одной из сцен в замке появляется призрак отца Гамлета и говорит: «Отомсти за мою смерть!» Услышав это, я понял, что могу перенести историю в современный Нью-Йорк!
— Как много времени вы убеждали продюсеров, что ваша история достойна стать фильмом?
— Я потратил огромное количество времени на голливудские киностудии. Я рассказывал им свою идею за три минуты, пытаясь доказать, что из этого может получиться отличный фильм. Но всякий раз видел лишь небольшую заинтересованность.
Со временем мой рассказ становился всё лучше и лучше. Постепенно сформировался персонаж Оды Мэй (за эту роль Вупи Голдберг получила «Оскар» — Ред.), я начал понимать, как удерживать внимание людей. Я стал описывать сцену, в которой Сэм умирает и гонится за своим убийцей Вилли, а потом возвращается и видит собственное мёртвое тело. Но я не просто её пересказывал, я имитировал хлопком звук выстрела. Именно так мне удалось завладеть вниманием слушателей. Так я продал идею фильма! А затем я написал сценарий для Paramount.
На работу над этим сценарием ушли годы. Потом он претерпел множество поправок, в частности, поправок режиссёра Джерри Цукера, после того как он начал работу над фильмом. Он понимал, чего мы хотим добиться в каждой конкретной сцене.
Из кино на сцену
— Насколько известно, изначально вы были против постановки мюзикла по фильму «Привидение». Почему всё-таки передумали?
— Да, идея мне не нравилась. Я не понимал, с чего это вдруг мои герои должны запеть. Мне казалось это неестественным. Ко мне на протяжении 20 лет несколько раз обращались с идеей создания мюзикла, но я отказывал каждому. К тому же я боялся, что он будет переосмыслен людьми, которые не разделяют мои чувства, и переживал, что кто-то может счесть историю банальной. Так я думал, пока не встретил Дэвида Гарфинкла.
Всё началось со звонка по телефону. Он позвонил мне и предложил встретиться. Мы побеседовали в милом ресторанчике в Нью-Йорке. Дэвид был очень убедителен, но я оставался непреклонен. Я боялся, что в мюзикл понатыкают каких-нибудь глупых песен, которые разрушат магию моей истории. После ужина я, не изменив своего мнения, поехал домой.
Но непреклонен был и Дэвид. На следующий день он сел на поезд и приехал ко мне домой. Когда он приехал, было ещё светло. Мы так увлеклись беседой, что не заметили, как стемнело. Дэвид пропустил свою электричку. Я предложил ему переночевать. В итоге мы всю ночь обсуждали потенциальную постановку. Когда начало светать, мы осознали, что эта встреча была знаменательной, поэтому решили увековечить этот день в памяти и запечатлеть его на плёнку. Та самая фотокарточка хранится у меня до сих пор. Я очень рад, что Дэвид оказался таким упрямым.
Помимо всего прочего, в ту ночь я сделал для себя открытие: «В мюзикле песня — это как крупный план в кино». Она позволяет зрителю проникнуть в сознание персонажей и даёт голос невыраженным чувствам.
Мюзикл очень тесно связан со структурой фильма. Несмотря на то, что в нём многие диалоги и сцены исключены или переосмыслены, нам удалось сохранить драму и нужный уровень напряжения.
— Что можете сказать о российской версии мюзикла? Чем она отличается от других постановок «Привидения»?
— Мне присылали российский сценарий и тексты песен. Более того, некоторые исполнители приехали ко мне в Нью-Йорк, и я послушал, как они поют. Они прекрасны. Мне очень приятно, что именно такие люди играют в мюзикле.
Российская версия отличается в первую очередь тем, что в ней нет темнокожих актёров. Но мне очень понравилась русская Ода Мэй (заслуженная артистка России Марина Иванова — Ред.). Смотришь на неё, и хочется плакать и смеяться одновременно. К тому же у меня не было цели показать темнокожую героиню, у меня была цель показать социальную разницу. Ода Мэй Браун — представитель низшего класса. Главное в ней — это не цвет кожи. Важно, чтобы было понятно, что она ниже по статусу, чем Сэм и Молли.
Премьера мюзикла «Привидение» в Москве
Премьера мюзикла «Привидение» в Москве
Под впечатлением от Чухрая
— Брюс, а знакомы ли вы с российским современным кинематографом? Есть киноленты или режиссёры, которые вам особенно нравятся?
— Последним российским фильмом, который я посмотрел, был «Левиафан» (режиссёр Андрей Звягинцев — Ред.). Я нашёл его сильным и весьма волнующим. А мой любимый русский фильм за прошедшие десятилетия — это «Баллада о солдате» режиссёра Григория Чухрая. Он всё ещё заставляет меня плакать. Я отдаю дань уважения финалу этой картины, под впечатлением от которого я написал сценарий к мелодраме «Жена путешественника во времени».
— Согласны ли вы с тем, что сегодняшней киноиндустрии не хватает свежих идей? Многие считают, что известные режиссёры и киностудии в основном снимают ремейки и сиквелы, опасаясь, что свежие истории обречены на провал.
— Да, возможно. Мне самому не раз предлагали снять продолжение «Привидения», но я всегда отказывался и продолжаю отказываться. Я вообще не понимаю, как эту историю можно развить. Хотя мне предлагали сделать даже отдельный сериал про Оду Мэй. А у одного весьма уважаемого и титулованного режиссёра была идея сделать привидение уже из Молли и рассказать историю двух духов. На мой взгляд, это уже будет не «Привидение», а «Каспер» какой-то. Так что насчет моих фильмов могу сказать, что продолжению «Привидения» или какого другого фильма не бывать.
— И мой финальный вопрос: где храните свой «Оскар», полученный за «Привидение» в 1991 году?
— Когда я получил «Оскар», просто пришёл домой, поставил приз на тумбочку возле кровати и лёг спать. Там он и стоит все эти годы. Я не захотел делать для него специальную полочку в гостиной. Я не хотел, чтобы люди приходили ко мне домой, смотрели на трофей и говорили: «О, да это же „Оскар“!». Конечно, я безумно благодарен судьбе за эту награду, но я не считаю нужным напоминать об этом людям при каждом удобном случае. Те, кому удаётся прорваться в спальню, выдают поздравительные речи и просят сфотографировать их со статуэткой. Я никогда в подобных просьбах не отказываю. К тому же это веселит всю мою семью. Я люблю говорить, что мне нужен ещё один «Оскар», ведь у меня двое сыновей. Кстати, оба пошли по моим стопам и стали сценаристами.