О том, почему работать с детьми легко и радостно, будут ли еще новые хиты его авторства и какие планы на грядущий юбилей, Илья Резник рассказал АиФ.ru.
Екатерина Кудасова, АиФ.ru: Илья Рахмиэлевич, у вас скоро красивая дата и юбилей — 80 лет, как вы к нему готовитесь? Как собираетесь праздновать?
Илья Резник: Планирую праздновать только новыми сочинениями. Сейчас вот только что вышла детская книга «Тяпа не хочет быть клоуном». У нас в Доме книги была презентация вместе с моим детским коллективом «Маленькая страна». Примерно в ноябре выйдет еще одна книга, состоящая из 2-х частей. Первая из них — «Маленькая страна Илюши Резника». В ней описано мое детство блокадное, юность. Это проза. А вторая часть — это детские сочинения. Кроме того, я написал гимн русскому языку по просьбе Пушкинского института — и музыка, и стихи мои. За него мне дали литературную премию.
- Детская тема для вас сейчас в приоритете. Почему?
- Потому что я пишу с детства – в 6 лет я придумал строчку «Дядя Федя съел медведя», и из этой фразы, спустя много лет, я написал стихотворение с одноименным названием. На данный момент я написал около 25 детских книг. Они не продаются — мы дарим их на благотворительных, патриотических концертах в Кремле начиная с 2000 года, целыми тиражами по 5-6 тысяч экземпляров, когда еще никто не занимался патриотической темой в нашей стране, в хорошем смысле этого слова. Это все тиражи, выпущенные к определенным юбилеям, определенным праздникам. На эти издания идут и спонсорские деньги, и мои личные. А вообще у нас такая традиция: дарить книги на концертах. Мне нравится это делать. Подписать зрителю книгу за самый интересный вопрос в импровизированной пресс-конференции в моей авторской программе.
- Собираетесь ли порадовать поклонников новыми хитами?
- Нет, я хиты сейчас не пишу для звезд, мне уже это неинтересно. Уже все написано: 71 песня для Аллочки, Преснякову главные песни, Лайме главные песни, Филе. Да и спроса нет никакого. Они сами себе что-то сочиняют и мурлыкают с экранов телевизоров и на радиостанциях. Разве что, я для Аллы напишу, наверное, этим летом что-то.
- У многих нередко возникает сегодня вопрос: куда делись красивые и лиричные песни, почему они сменились совершенно непонятными и однотипными текстами? Это угода моде, коммерции?
- Нет, не угода моде. Просто классики-то уходят. Вы знаете, у меня есть четверостишие:
Теряет классиков страна,
Литдряни в изобилии.
Да, раньше были имена!
Теперь одни фамилии.
В общем-то, из таких поэтов, которые пишут традиционно классическую эстрадную песню, остались Николай Добронравов, Андрюша Дементьев и я. Уходят лучшие кадры. А на горизонте, видите сколько мишуры, я даже не хочу называть. Но народ-то соскучился, я-то знаю.
- Как вы работаете с детьми сейчас?
- Я сейчас для детей своих пишу песни. Великий доктор современности Лейла Адамян вдохновила нас с моей женой Ирочкой к созданию детского ансамбля. И благодаря ее благотворительному фонду мы существуем, развиваемся. Она дает нам возможность иметь прекрасную репетиционную базу. Вот песенку про собачку Тяпу сочинил. Сейчас, из 85 детей, 30 детей из моей «Маленькой страны» едет в Артек. Минобразования нас наградило тридцатью бесплатными путевками. Три недели они будут там, и я приеду – устроим там большой совместный творческий вечер. Все будем там петь, в том числе и про Тяпу. Есть у нас в репертуаре и замечательная песня «Мы вместе». Мы сейчас ездили в Бари в паломническую поездку к мощам Николая Чудотворца, и мне разрешили взять с собой 8 детей из «Маленькой страны». Дети побывали на 4 молебнах, а также выступили на праздничной трапезе перед священнослужителями. И когда они пели, вместе с моими ребятами вышли дети-инвалиды, слепые и глухонемые. Я пел с детьми «Мы вместе», а они руками показывали все, о чем поется в песне. И это было так трогательно, что все священнослужители — около 300 человек — все встали. Многие плакали. Я думаю, что вот этим заниматься хорошо, а не хиты для попсы писать — это неинтересно. Это совсем неинтересно.
- С детьми работать сложнее?
- С детьми работать радостнее. От них получаешь огромный заряд бодрости, их детскую энергию, позитивный и оптимистичный, радостный взгляд на все происходящее вокруг нас. У нас такие дети замечательные, прекрасные. Сейчас только что мы поздравляли медицинских работников с их профессиональным праздником. Мы выступили блоком, и они одну из песен, которую я написал в содружестве с Виктором Дробышем, «Папочка, папулечка», посвятили мужчинам-врачам. Это было очень трогательно, когда в финале малыши побежали в зал и обняли врачей-мужчин. Мне кажется сегодня мало добра и надо его увеличивать.
- Поддерживает ли вас государство?
- Поддержка есть только в лице Минобразования. 4 года подряд нас награждали путевками в «Орленок», а в этом году выпало счастье отправить их в Артек. И я им очень благодарен, конечно. Книга «Тяпа не хочет быть клоуном» вышла по программе Департамента СМИ и печати города Москвы.
- Не так давно Российское авторское общество сотрясали скандалы, связанные с бывшим гендиректором Федотовым. Его уже судили, работает новое руководство. Как вы его оцениваете?
- Сейчас новый совет собран, в него вошло много достойных людей — Евгений Крылатов, Алексей Рыбников, Игорь Бутман, Анатолий Кролл, Владимир Пресняков-старший и другие. Все они замечательные люди. И я рассчитываю, что новое руководство во главе с Максимом Дмитриевым разберется со сложившейся ситуацией. Уже заметны какие-то усилия и авторские подвижки — мы уже говорим с авторами, есть уже улучшения. Но мы будем ставить вопрос перед руководством, чтобы найти те украденные Федотовым и его матерью миллиарды авторских отчислений. Секретарь ревизионной комиссии доложил, что только за 2016 год, хотя уже находился в СИЗО Федотов (но его мать, главный бухгалтер, работала) пропало еще 2,5 млрд рублей. И это только за один год. Можете представить этот простор для колоссального воровства? Я надеюсь, что новое руководство приложит все свои усилия, и я вижу, что они хотят улучшить все. А вот эти миллиарды надо найти и вернуть авторам, потому что дыра в бюджете у многих огромная. Особенно для творческих людей в преклонном возрасте, которые за свою жизнь написали около 2000 песен, которые уже стали классикой эстрадного жанра, нетленными произведениями и до сих пор звучат на всем пространстве постсоветского государства, а живут тем, что выпрашивают деньги на жизнь у своих друзей. Это очень ощутимо. Я рассчитываю и на новый совет, и на новое руководство.
Я надеюсь, что меня и всех авторов и композиторов, наконец-то услышит Президент России. Потому что оказалось, что в нашей стране все решает только один человек...