Примерное время чтения: 15 минут
38235

Испытания и большая любовь «Мадам Нет». История жизни Екатерины Максимовой

Екатерина Максимова в роли Жизели из одноименного балета А. Адана, 1971 г.
Екатерина Максимова в роли Жизели из одноименного балета А. Адана, 1971 г. / Г. Соловьев / РИА Новости

Для того, чтобы стать известным, часто одного таланта недостаточно, нужна уверенность в себе и настойчивость. Екатерина Максимова обладала этими качествами в жизни, но когда дело касалось танца, становилась абсолютно другим человеком. Любое предложение она первым делом встречала отказом: «Нет, я не смогу», — говорила артистка. Из-за этой черты характера фотограф Анри Лартиг даже прозвал ее в шутку «Мадам Нет». Балерине повезло, рядом с ней всегда были люди, которые верили в способности Максимовой больше ее самой. Именно они могли убедить танцовщицу в том, что она справится с поставленной задачей, и «Мадам Нет» всегда справлялась, часто выдавая даже больше, чем от нее ожидали. Кто помог Екатерине Максимовой стать звездой с мировым именем, рассказывает АиФ.ru.

Дисциплина? Нет, не слышала

Кем только не мечтала стать в детстве Екатерина Максимова: и пожарным, и дворником, и кондуктором. Но когда подружка по дому Аня Москвина поступила в хореографическое училище, глядя на нее, Максимова тоже захотела блистать на сцене.

Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у дочери, мама Кати решила показать ее соседке — некогда известной балерине Екатерине Гельцер. Однако Екатерина Васильевна не сильно жаловала активного и очень шумного ребенка, который вечно мешал ей отдыхать, и отказалась. Узнав об этом, бабушка Максимовой отвела внучку к другому артисту балета Василию Тихомирову. Мужчина осмотрел Катю и на радость родным подтвердил, что у нее действительно есть данные.

Когда будущая танцовщица пришла поступать в Московское хореографическое училище, конкурс на отборочных турах составлял 80 человек на место. Тем не менее, Екатерина смогла обойти конкуренток и была зачислена. Хотя экзаменаторов очень беспокоила разная длина ее первого и второго пальцев на ногах. Мария Кожухова была уверена, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но девочка встала. Правда, потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась — поэтому балерина часто танцевала, превозмогая не просто дискомфорт, а самую настоящую боль.

Дисциплина и послушание никогда не были коньком Екатерины. Своим взбалмошным поведением она умудрялась вывести из себя даже такого спокойного педагога, как Елизавета Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу то стул, то лейку, хотя на самом деле очень любила Катю, ласково называла ее Масик и всячески пыталась ненавязчиво воспитывать свою подопечную. Когда балерина начала курить, Герд тайком подкладывала вырезки из газет о вреде табака ей в сумочку или карманы одежды.

Последний год обучения стал для Максимовой самым тяжелым: предстояли экзамены не только по танцу, но и по общеобразовательным предметам. Балерина не смогла сдать историю. Когда шпаргалки у ее «сообщника» Владимира Васильева отобрали, девушка честно призналась, что ничего не знает и ушла. Из-за этого маленького недоразумения она чуть не лишила себя карьеры в Москве! Буквально на следующий день после инцидента ей поступило предложение работать в Новосибирске. На эмоциях Екатерина согласилась, ведь мысленно она уже попрощалась с Большим театром из-за несданного зачета. Благо от подписания контракта девушку отговорили сокурсники. Они же впоследствии договорились и о пересдаче. Когда все экзамены были позади, Максимову зачислили в труппу ГАБТ.

Близкие люди

Екатерине повезло, ее педагогом-репетитором стала сама Галина Уланова. После окончания карьеры она могла выбрать для работы любую именитую балерину, но почему-то остановила свой выбор именно на Кате. Галина Сергеевна не только помогла своей подопечной освоить множество ролей, педагог и ученица стали настоящими друзьями. Хотя позднее, когда в жизни Улановой появилась журналистка Татьяна Агафонова, их пути разошлись.

Практически после каждого выступления Максимовой Галина Сергеевна заходила к ней в гримерную и сначала чуть-чуть хвалила, а потом начинала долго перечислять те вещи, которые, как ей казалось, Катя могла исполнить намного лучше. С таким строгим и внимательным наставником «звездная болезнь» балерине явно не грозила.

Еще одним важным человеком в жизни девушки стал ее муж Владимир Васильев. Они познакомились еще при поступлении в хореографическое училище, в старших классах сблизились, а когда оба стали работать в Большом, разошлись. Каждый жил своей жизнью, заводил романы, влюблялся. Так продолжалось почти три года. Но однажды на какой-то общей вечеринке между ними вновь вспыхнули давно забытые чувства.

Галина Уланова, Екатерина Максимова и Владимир Васильев в зале Метрополитен-опера репетируют сцену из балета «Дон Кихот», 1963 г.
Галина Уланова, Екатерина Максимова и Владимир Васильев в зале Метрополитен-опера репетируют сцену из балета «Дон Кихот», 1963 г. Фото: РИА Новости/ С. Иванов

3 июня 1961 года пара расписалась, хотя в какой-то момент регистрация оказалась под угрозой срыва — невеста очень сильно опоздала в ЗАГС. Сначала балерина забыла паспорт, потом попала в жуткую пробку, которая образовалась из-за прощания с каким-то партийным лидером. После того, как Максимова и Васильев все же связали себя узами брака, оба помчались на репетицию, а уже через день полетели в Париж на премьеру фильма, в котором исполнили главные роли — «СССР с открытым сердцем». Французская пресса тогда пестрила заголовками: «известные артисты проводят в столице любви свой медовый месяц». И хотя для пары это была очередная добровольно-принудительная командировка, 5 дней в Париже все же стали их маленьким романтическим путешествием.

У этого дуэта было не только много поклонников, но и завистников. Анонимные звонки с невероятными доносами, письма, раскрывающие всю «правду», то о балерине, то о ее муже — были частью их совместной жизни. Однако и Максимова и Васильев научились не воспринимать подобные нападки. Было у них и еще одно негласное правило: все споры о работе остаются в зале. Во время репетиций супруги могли разругаться в пух и прах, однако остыв и переодевшись, они как ни в чем не бывало шли вместе домой.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев, 1980 г.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев, 1980 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Танцовщики долгое время мечтали о ребенке, но беременности Екатерины заканчивались выкидышами. Однажды плод умер уже в середине срока, на пятом месяце. Конечно, каждая такая потеря переносилась очень тяжело. Однако по признаниям самой балерины, когда она узнала от доктора о разных резусах крови с мужем и минимальных шансах родить здорового малыша, она внутренне успокоилась и отказалась от мысли родить.

Значительно позже Максимова все же стала «мамой» для одной из своих учениц — Юкари Сайто, с которой занималась во время визитов японской балерины в Москву. Когда Юкари решила принять православие, девушка попросила Екатерину Сергеевну стать ее крестной.

Испытание на прочность

В 1975 году в жизни артистки случилась настоящая трагедия. На репетиции балета «Иван Грозный» она получила сильную травму позвоночника. Врачи долго не могли поставить верный диагноз, зато в один голос утверждали, что Максимова должна забыть о сцене. Никто даже не мог дать гарантию, что танцовщица сможет ходить. К счастью, на ее пути появился доктор, который сумел понять суть проблемы и помог. Владимир Лучков поставил Екатерину на ноги, после этого она постепенно стала готовиться к возвращению на сцену. В жестком корсете, поддерживающем позвоночник, балерина заново училась танцевать «Жизель» под чутким руководством Улановой.

Екатерина Максимова исполняет партию Жизель, 1960 г.
Екатерина Максимова исполняет партию Жизель, 1960 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Возвращение в Большой театр состоялось 10 марта 1976 года. Все, кто пришел тогда на тот концерт, понимали, что станут свидетелями либо настоящего чуда, либо трагичного финала карьеры Максимовой. К счастью, все прошло хорошо. Когда закончилось первое отделение, люди в антракте плакали и поздравляли друг друга. А после спектакля все артисты кордебалета выстроились живым коридором и аплодисментами проводили Екатерину до самой гримерки.

Большую часть своей карьеры Максимова танцевала в ГАБТ, когда там творил Юрий Григорович. Сначала балетмейстер очень активно сотрудничал с ней и Васильевым, можно сказать, баловал их главными партиями в своих легендарных постановках. Однако постепенно работы для балерины становилось все меньше и меньше. Последняя премьера с участием Екатерины на сцене Большого театра прошла в 1986 году. Эта была «Анюта», которую поставил ее супруг. Готовиться приходилось в жестких условиях: в запасе был всего месяц, время каждой репетиции ограничили 45 минутами, для кордебалета выделили тех артистов, которых отказались брать в другие спектакли. К счастью, все это не повлияло на успех постановки. Раиса Горбачева после увиденного на сцене прислала балерине охапку роз из собственного сада. Но даже симпатии со стороны власти не смогли уберечь супругов от громкого увольнения в 1988 году.

Расставание с Большим театром произошло с легкой руки Юрия Григоровича, который отправил на пенсию целую плеяду известных артистов, среди которых были не только Максимова и Васильев, но и Плисецкая, Тимофеева и другие. А формулировка была такая: «не прошедшие по творческому конкурсу». Хотя многие из них даже не присутствовали на этом самом конкурсе.

Екатерина Сергеевна как-то призналась, что в самом начале карьеры планировала оттанцевать 20 лет и уйти со сцены. Но всякий раз, когда она пыталась осуществить задуманное, появлялось очередное заманчивое предложение, и выход на покой откладывался на неопределенный срок. Одним из таких предложений стала работа в Театре балета Кремлевского Дворца съездов. В 1990 году танцовщик и балетмейстер Андрей Петров организовал эту труппу. Для постановки «Золушки» Сергея Прокофьева он пригласил Васильева, а в качестве репетитора — Максимову. Однако сделать эскизы и отшить костюмы для спектакля молодому театру было тогда практически не под силу, тем более страна переживала не самые легкие времена. Васильев попробовал решить проблему с эскизами и обратился за помощью к своему знакомому Жерару Пипару, который работал художником в Доме Нины Риччи. Тот загорелся идеей создать костюмы для «Золушки», однако поставил условие: в постановке должны принять участие Максимова и Васильев. Выполнение этого пункта гарантировало не только появление эскизов, но и полный пошив всех костюмов силами Дома Нины Риччи. Естественно, танцовщики и руководитель театра дали свое согласие. На премьере Васильев вышел на сцену в роли Мачехи, а Максимова исполнила партию Золушки. И все же основной работой Екатерины Сергеевны в «Кремлевском балете» стало репетиторство.

Екатерина Максимова в роли феи Весны в балете «Золушка», 1961 г.
Екатерина Максимова в роли феи Весны в балете «Золушка», 1961 г. Фото: РИА Новости/ Борис Виленкин

Спустя несколько лет в жизни артистки произошло еще одно важное событие. Она вернулась в Большой. Это случилось после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина — Нина Ананиашвили, а во втором составе — выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина. На тот момент ей было всего 18 лет. Конечно, давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно. Она в любой момент могла, что называется, сойти с дистанции и подвести балетмейстеров-репетиторов. Чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной. Максимова согласилась, но первое время даже не числилась в театре, лишь позже ее возвращение в ГАБТ оформили официально.

В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене. После окончания карьеры ее часто спрашивали, не скучает ли она по тем временам, когда сама блистала на сцене. Екатерину Сергеевну подобные вопросы всегда удивляли. Как можно предаваться ностальгии, когда каждый день расписан по минутам? Выход на пенсию и «жизнь для себя» остались для нее несбыточной мечтой. 1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отпраздновала свой 70-летний юбилей. А спустя почти два месяца артистки не стало. Балерина скоропостижно скончалась во сне 28 апреля.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах