Михаил Глузский родился 21 ноября 1918 года в Киеве в семье поэта и журналиста Андрея Михайловича Гмырёва и Ефросиньи Кондратьевны Глузской. Глузского можно смело можно отнести к актёрам-рекордсменам: в его багаже более 150 ролей. Хотя в основном ему доставались роли второго плана, а единственной главной ролью стал профессор Сретенский в «Монологе». Сам Михаил Андреевич никогда свой артистический образ не романтизировал. «Зачем эти ореолы таинственности? — говорил он в интервью „АиФ“. — Актер — человек физически и духовно очень сильный. Не надо забывать: актерство — это профессия, работа. Творческая, изнуряющая работа. Если кто-то себя в кино считает героем-любовником, то я рабочая лошадь. Я в меру талантливый актер. Но старательный, трудолюбивый». Хотя в детстве, согласно сохранившимся воспоминаниям, он проходил по категории «трудный подросток». Вместе с такой же московской шпаной дрался «двор на двор», стрелял из рогатки по фонарям (и попадал), а порой свободное время проводил в магазине под прилавком: его мама продавала игрушки в одном из московских магазинов. Но, к счастью, на пути юноши очень кстати оказался кружок самодеятельности.
В отличие от многих коллег, сыгравших главные свои роли в молодом и среднем возрасте, Глузскому стало везти в кино и театре, когда ему было уже за 60. Он был скромным человеком и никогда не жил «на широкую ногу». Став официальным пенсионером, радовался, что теперь у него есть и зарплата, и пенсия. «А раньше я жил на гонорары за фильмы, — говорил артист „АиФ“. — Был момент, когда я с семьей жил очень, очень бедно. Это были ужасные времена».
Под него никто и никогда не писал сценарии, признавался Глузский. Но все роли он исполнял «во всю актерскую силу», предельно выкладываясь. Когда он получил премию «Ника» за роль второго плана в картине «Мужчина для молодой женщины», то счёл эту награду очень важной для себя, ведь как раз героев второго плана он и играл всю жизнь и считал своим амплуа.
«Нельзя тащить за собой через годы старые обиды, окочурившиеся надежды» Михаил Глузский (1918-2001). Сегодня у него день рождения. pic.twitter.com/DobIHsxhLC
— Исторические Фото (@HistoryFoto) 21 ноября 2017 г.
Прожив всю жизнь с одной женщиной, — театроведом Екатериной Перегудовой — Михаил Андреевич до конца своих дней оставался предан своей любимой семье. Глядя на то, как многие его коллеги бросают своих пожилых жен и женятся на молодых, он говорил «АиФ»: «Не надо сходить с ума. Не надо нервно молодиться, в моем возрасте это некрасиво и смешно. Не надо драться с мальчишеским азартом с новым временем. Надо стараться сохранить достоинство, присущее моему возрасту».
По признанию артиста, старость была ему интересна: «Если бы не было ролей, проводил бы больше времени с внуками: их у меня четверо. Нашлось бы много домашних забот. Но без театра я бы все равно стал дряхлеть и пропадать в жизни».
Последние годы своего творческого пути Глузский действительно больше играл в театре, чем в кино. И, как оказалось, именно там исполнил самые яркие свои роли.
Легендарная Мария Владимировна Миронова сама выбрала его кандидатуру для главной роли в спектакле «Уходил Старик от Старухи» и считала Глузского своим лучшим партнёром. После ухода Мироновой из жизни артист сказал, что ему очень грустно жить без своей старухи, ведь по пьесе от нее должен был уйти он...
Роль Старика он сыграл в театре «Школа современной пьесы», которому посвятил последние годы своей творческой жизни. Там же исполнил в «Чайке» и брата Аркадиной Петра Николаевича Сорина. Как рассказывают в «Школе современной пьесы», именно «Чайка» стала для артиста последним выходом на сцену. Более того, он совершил настоящий актерский подвиг. Глузский сбежал из больницы и выехал на сцену в инвалидной коляске. Когда зал взорвался аплодисментами, мэтр нашёл силы выйти (вернее, выехать) на поклоны. Когда занавес закрылся, актёра немедленно увезли оперировать. В ту ночь ему ампутировали ногу.
«Михаил Андреевич Глузский до последнего дня жизни был артистом нашего театра, — говорит худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. — Он играл в „Чайке“ (и чеховской, и акунинской), играл в замечательном спектакле „Антигона в Нью-Йорке“. И в его память мы проведём в театре творческий вечер, своеобразный вечер воспоминаний. Ведь он был человеком невероятно легким и веселым, комментировал иронично и наши репетиции, и наши спектакли, и всю нашу жизнь. С ним самим происходило множество невероятных и забавных случаев, которые превратились в байки, которые и станут основой вечера „Глузский и байки“».
Баек о Глузском действительно ходило множество. Так, однажды на гастролях в Омске друзья-актеры решили его разыграть. Дворжецкий и Стеклов оплатили услуги девицы легкого поведения и прислали её к Глузскому в номер. Дамочке пообещали неплохие деньги: «Час мы оплачиваем прямо сейчас. Но для нашего друга нам ничего не жалко! Получишь тройную ставку, если сумеешь ему понравиться и будешь развлекать его хотя бы часа полтора».
Зная принципы Глузского, шутники ожидали, что проститутку он вытолкает взашей сразу же и устроит ей разнос. Но прошел час. Второй... Не выдержав, шутники вломились в номер друга. А там сидела на кровати и плакала от восхищения подосланная ими девица «с низкой социальной ответственностью»: народный артист СССР Михаил Глузский при полном параде читал ей стихи. «Да как читал! Я бы сам разрыдался, если бы не был так ошарашен!» — вспоминал позже Дворжецкий.
В другой раз случилась история тоже с пикантным душком. «Школа современной пьесы» была на гастролях в Томске. Организаторы, чтобы развлечь дорогих столичных гостей по высшему разряду, пригласили известных артистов... в местный стриптиз-клуб. «Михаил Андреевич неожиданно принял приглашение», — говорят коллеги. Одна из стриптизёрш подошла к нему, начала откровенные танцы. «На вид ей было лет четырнадцать, — вспоминают друзья Глузского. — И, когда она наклонилась к нему с многообещающей улыбкой, он вдруг спросил: „Деточка, а твоя мама знает, чем ты здесь занимаешься?“»