Уйти, чтобы не раздражать
Выступить с покаянным письмом Быкова (известного по остросоциальным драмам «Жить», «Майор» и «Дурак») вынудила критика, сопоставимая по своей жёсткости с травлей, мини-сериала о деятельности спецслужб «Спящие». Так, например, автор издания Газета.ru Анастасия Миронова написала: «Вряд ли Юрий Быков ещё пять лет назад видел себя в роли придворного кинематографиста и будуарного режиссёра для подружки Фёдора Бондарчука. ...В фильме изуродовано и оболгано всё гражданское общество. ...Фильм, на мой взгляд, не просто опасный, он подлый. ...Тяга к политике испортила художнику жизнь и лишила его права на бессмертие».
Из-за подобных постов Быков в итоге «сломался». В обращении, которое он разместил на своей страничке в соцсети, режиссёр написал: «Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись. ...Боюсь, что после совершённого я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придётся уйти надолго в тень, и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир… Я, как говорится, всё прос...л из-за собственной глупости и трусости. Мои искренние соболезнования всем поклонникам предыдущих картин», - написал 36-летний режиссёр, сообщив, что картина «Завод», над которой он сейчас работает, будет доведена до конца и, вероятно, станет последней в его карьере.
«Сжечь и отправить в ад»
«АиФ» попытался связаться с Юрием Быковым. В ответ пришло СМС: «Я больше ничего никому не даю. Меня нет. Простите!»
Бурное обсуждение работы и последующего раскаяния Быкова продолжается. Автор сценария сериала Сергей Минаев в своём открытом письме к Быкову написал: «Травят они тебя, Юра, именно за то, что ты показал это настолько точно, что они узнали себя. И ещё: безусловно, травят за талант, за успех, за то, что тебя смотрят, а их нет, за то, что ты молодой мастер, а многие из них старые бездарные жабы».
Продюсер проекта Фёдор Бондарчук в интервью одному из телеканалов заявил: «Если сравнивать с самыми оголтелыми православными мистиками или ура-патриотами, то они просто дети из церковного хора по сравнению с либеральной интеллигенцией, которая хочет сжечь и направить в ад всех создателей сериала».
Известный публицист Дмитрий Ольшанский обратился к Быкову со словами: «Эта история на самом деле про то, что идеи в истории живут отдельно от тех символов, которые эти идеи должны представлять. И сталинский СССР в ХХI в. - это не пенсионеры с красными флагами, не заваленная цветами могила Иосифа Виссарионовича, не сериалы про шпионов с чекистами и не современные кремлёвские кабинеты, где можно встретить скорее расслабленный цинизм, чем единомыслие и страх. А подлинный сталинский СССР, продлённый в будущее, - это «честные люди», те самые лучшие умы. Только они умеют навязывать вроде бы самостоятельным и образованным людям, как они, эти люди, должны думать. Да не бойтесь вы их так, Юрий! Они, конечно, верные сталинцы - именно они, но уже совсем не такие страшные, как их предки в 1937-м».
Да и большинство зрителей поддержали именно Быкова, «проголосовав» за него включёнными экранами, и в интернет-дискуссиях встали на сторону режиссёра. Так, пользователь под ником Ingwar Wolf написал: «Идея фильма: давно нами забытая, а потому уже непривычная борьба наших спецслужб за интересы Родины. Наверное, мы от этого действительно отвыкли. Кому не нравится, скачайте и чаще смотрите фильмы о военной операции НАТО с трогательным названием «Милосердный ангел» против Союзной Республики Югославия с бомбардировкой Белграда», фильмы о демократическом освобождении Ливии с растерзанием Муаммара Каддафи или о демократическом освобождении Ирака. И задумайтесь: какие у них планы на нас? Это наш, хороший фильм, и верю, что таких будет больше и они будут ещё лучше. Спасибо!»