В Выборге завершился фестиваль российского кино «Окно в Европу», в конкурсной программе которого показали новый фильм Константина Худякова «Мотылёк» с Алёной Бабенко в главной роли. АиФ.ru встретился с популярной актрисой, чтобы подробнее узнать о премьере.
Елена Яковлева, АиФ.ru: В «Мотыльке» вы не только исполняете главную женскую роль, но ещё дебютируете в качестве продюсера…
Алёна Бабенко: А нет ли такого слова, которое означает, что карьера продюсера начинается и сразу заканчивается? (смеётся)
— Неужели всё? Вы больше не хотите вставать по другую сторону камеры?
— Не уверена, буду ли я ещё раз этим заниматься. Это совсем другая профессия. Этому нужно учиться. Нужно, как минимум, пройти какие-нибудь курсы, послушать умных людей. Нужно иметь структурированное сознание, уметь отключать эмоции, если вопрос касается денег, и тому подобное. В этой истории у меня так не получилось, меня разрывало ровно на две части. Я всегда была по ту сторону камеры и никогда не знала, что происходит по другую.
Мне пришлось внедряться во все процессы, быть буфером между одной и другой стороной. При этом я играла 15 спектаклей в месяц, снималась, всё контролировала — это было просто сумасшествие. Я называю эту историю «безумием по любви». Всем в этом проекте от меня досталось…
— А вам больше всех?
— А это никого не интересует. Всем интересно, сколько досталось им.
— Понятно. С работой продюсера вопрос закрыт, а в качестве режиссёра не хотели себя попробовать?
— Для меня это очень интересная профессия, очень! Но я, как гипернеуверенный в себе человек, видимо, смогу что-то поставить, когда случится такое же безумие по любви, когда я не смогу этого не сделать. К тому же, я очень ленивый человек…
— Странно от вас слышать, что вы ленивый и неуверенный в себе человек…
— Но это правда. Наверное, как советский человек, я всегда стесняюсь заниматься чужой профессией. Например, я умею петь, но мне неудобно это делать. Лучше я буду рассказывать песни, не проявляя своих вокальных способностей. Это же касается режиссуры, хотя, конечно, иногда меня рвёт и хочется поставить своё. Может, я ещё решусь…
«Мотылёк» — фильм-притча
— Вы познакомились со сценарием Ивана Охлобыстина к фильму «Мотылёк» больше 10 лет назад. Чем он вас так заинтересовал, что спустя годы вы к нему вернулись?
— Во-первых, сценарий был мастерски написан. Во-вторых, у Ивана Охлобыстина не бывает простых историй, это всегда фильмы-притчи. В этом сценарии лично меня глубоко задела конкретная вещь: у любого человека в душе рано или поздно наступают моменты, когда он разговаривает со своей совестью, когда он осознаёт, что жизнь конечна, и думает, что сделал хорошего, а что плохого. И когда понимает, что плохого в жизни было значительно больше. Но небеса не оставляют нас в последнюю минуту, и даже если ты не имеешь никакого отношения к богу и не обращался к своей совести, тебе всё равно дают шанс на хороший поступок, на внутреннее изменение. Так и в фильме: три главных героя проживают последний день своей жизни. Это меня очень впечатлило.
— Когда в 2014 году на питчинге в Министерстве культуры представляли фильм, то говорили, что главные роли в нём исполните вы и Данила Козловский. Расскажите, почему Козловского в итоге нет в «Мотыльке» и кто занял его место?
— Действительно, я очень хотела, чтобы в фильме сыграл Данила, но мы долго не сходились по графикам. Кино — сложная штука, в один момент у нас изменился график съёмок, и всё пошло кувырком.
В картине всего 4 героя: три взрослых человека и одна маленькая девочка. Козловский должен был играть моего мужа Сержа, эту роль исполнил Анатолий Белый.
«Лёгкий человек»
— В одном из своих интервью вы сказали, что не любите фестивали. Тем не менее, вы приехали на «Окно в Европу», почему?
— Я не люблю праздно приезжать на фестивали, а если есть фильм, который можно показать, то с удовольствием. Это часть моей профессии. Фестиваль — прекрасное место, где можно встретиться с коллегами. Конечно, на фестивале ты можешь увидеть много фильмов, на которые потом вряд ли попадёшь. Но, как правило, половину фильмов мы не смотрим, а общаемся, что тоже немаловажно.
— На «Окне в Европу» в этом году прошла целая программа, посвящённая Эльдару Рязанову. В частности, был показан фильм «Андерсен. Жизнь без любви», в котором вы также снимались. Расскажите о своих впечатлениях от работы с Рязановым.
— Я отработала с Рязановым две картины: «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальную ночь-2», которую мало кто знает и помнит.
С Эльдаром Александровичем мы подружились сразу. Он был чрезвычайно лёгкий на юмор человек и, трансформируя фамилию, называл меня «моя бабёнка».
Мне казалось, что у него значительно больше энергии, чем у нас, артистов. Мы могли устать, стонать, а он нет. Я хорошо помню, как однажды во время съёмок «Карнавальной ночи-2» Рязанов шёл из своей комнаты в павильон. Он даже не шёл, а волочил ноги, сгорбившись и полузакрыв глаза, потому что мы снимали по 16-18 часов. Но как только он садился за монитор, у него включались глаза, начинался крик, шум: «Всё, снимаем, поехали, быстро!».
Он был воздушный, включённый в артиста, приветствующий импровизацию человек. Он включил меня в подготовку «Карнавальной ночи-2» с первого этапа, показывал музыку, какие-то песни. Он дал мне возможность сыграть Чаплина, правда, этот номер не вошёл в картину. Но лично для меня Эльдар Александрович смонтировал этот кусочек, который теперь лежит дома подписанный: «Моей любимой Бабёнке от вашего Эльдара».
«Артисту всегда хочется работать»
— Вы пробуете себя в самых различных жанрах: играете в комедиях, триллерах, мелодрамах. А в каком амплуа вам комфортнее всего работать?
— Мне не нравится слово комфорт в принципе, а в работе тем более. Комфорт значит, что можно ничего не делать, ничего не искать... Мне же нравится, когда хорошая подготовка, когда проработка образа с режиссёром (чего сейчас нет), когда достаточно времени уделяется подбору костюмов к каждой сцене, когда есть репетиции… Такой комфорт мне нравится. А чем больше будет не похожа на меня роль, тем интереснее.
— Не секрет, что в последнее время лучшие кинематографисты уходят из кино на телевидение. Как остановить этот процесс и надо ли его останавливать?
— Вы знаете, у Евтушенко есть такое четверостишье:
Учёный, сверстник Галилея,
Был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
Но у него была семья.
Честно говоря, я мальчишек-актёров всегда оправдываю: у них есть семья, дети, их надо обеспечивать. Не все могут сниматься только где хочется, а зарабатывать в другом месте… Кроме того, артисту всегда хочется работать, он всегда надеется, что это получится хорошо.