Актёр Пьер Ришар в каком-то смысле — лицо французской комедии второй половины XX века. На его счету десятки классических фильмов о приключениях неуклюжего, но обаятельного героя, который то и дело попадает в неприятности, но чудом выходит из них победителем. АиФ.ru вспоминает лучшие из них.
Рассеянный (1970)
Несмотря на то, что Пьер Ришар довольно рано понял, что хочет быть актёром, и, как и положено, закончив школу в родном городе на юге Франции, уехал поступать в парижское театральное училище — ради этого даже рассорился с семьёй, которая не одобряла его выбор, — успех пришёл к актёру не сразу. В первые годы Ришару приходилось довольствоваться подработками в мюзик-холлах и второстепенными ролями в театре, а в первом фильме со своим участием, «Монпарнасс-19» с Жераром Филиппом, он даже не удостоился упоминания в титрах. Следующей роли пришлось ждать ещё 10 лет: после фильма «Идиот в Париже» на актёра обратил внимание режиссёр Ив Робер. Сперва он снял Ришара в эпизодической роли в «Счастливчике Александре», а спустя два года спродюссировал его режиссёрский дебют — картину «Рассеянный». И правда, если тебя не берут на главные роли, почему не написать и снять идеальную историю самому? Пьер Ришар в роли своего тёзки Пьера — человека-катастрофы в быту и одарённого рекламного агента на работе. «Рассеянный» — типичная комедия положений, состоящая из череды комичных ситуаций, в которые попадает главный герой.
Высокий блондин в чёрном ботинке (1972)
Всё тот же Ив Робер снял Ришара в фильме, который принёс актёру долгожданную популярность. Скрипач Франсуа Перрен помимо своей воли становится секретным агентом, замешанным в разборках спецслужб, а сам Ришар тем временем совершенствует найденный образ — непутёвого, рассеянного, невезучего простака, который из одной неприятности попадает в другую, но остаётся цел и невредим. Сценарий к фильму написал комедиограф Франсис Вебер, который позднее, уже в качестве режиссёра, работал с Ришаром над его самыми успешными фильмами — «Игрушкой» и трилогией с Жераром Депардье. «Высокий блондин» завоевал один из призов на Берлинском кинофестивале и поставил Пьера Ришара, которому на тот момент уже исполнилось 38 лет, в один ряд с Луи де Фюнесом и комик-группой Шарло, в то время отвечавшей за всё смешное во французском кино. В 1974 году на экраны вышел сиквел — «Возвращение высокого блондина», а персонаж Франсуа Перрен перекочевал с Ришаром в «Игрушку» и в «Невезучих» — первую комедию, в которой появляется дуэт Ришара и Депардье.
Игрушка (1976), Укол зонтиком (1980)
![Луи де Фюнес. «Не пойман – не вор », 1958 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/004/212/8a7a306835939da136222c5058b82fc8.jpg)
Между «Высоким блондином» и «Невезучими» в фильмографии Пьера Ришара можно отыскать как минимум два знаковых для его карьеры фильма. Первым стала «Игрушка» Франсиса Вебера, в которой главный герой, купленный отцом своему заскучавшему сыну в подарок, любовью и вниманием перевоспитывает избалованного ребёнка, а заодно и его богача-папашу. Философская история про то, что не всё в мире покупается за деньги, также изобилует гэгами в исполнении Ришара, который падает, бегает, разъезжает на игрушечном автомобиле и попадает в другие комические ситуации.
В «Уколе зонтиком» Пьеру Ришару вновь досталась роль героя, по ошибке впутавшегося в криминальные дела. Актёр-неудачник думает, что снимается в фильме и лишь играет роль киллера, а на самом деле из-за очередной ошибки, совершённой по невнимательности, попадает в руки к мафии. Вооружённый зонтиком с отравленным наконечником, горе-артист разыскивает бандита по кличке «Кит», чтобы нанести ему смертельный укол, конечно, постоянно путает все планы настоящему убийце. Градус абсурдности происходящего на экране постоянно повышает сам Ришар — даже одним своим видом. Разодетый в пёстрые костюмы, взъерошенный, он смотрится нелепо среди наряженных в вечерние платья и смокинги богачей и воротил преступного бизнеса, которые, впрочем, почтительно или в страхе отступают, принимая его за профессионального киллера. Что так же нелепо, как герой рекламных роликов, возомнивший себя звездой шпионского боевика.
Невезучие (1981), Папаши (1983), Беглецы (1986)
![Альфред Хичкок. 1960 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/004/341/dfa6d0113cecb750f09a9d98727fb4ba.jpg)
На съёмках фильмов Франсиса Вебера, невольно ставших трилогией, сложился один из величайших комедийных союзов не только французского, но и мирового кино — дуэт Жерара Депардье и Пьера Ришара. В первой части частный детектив Кампана (Депардье) должен отыскать пропавшую где-то в Южной Америке девушку. В путь он отправляется не один, а с уже знакомым нам Франсуа Перреном — столь же невезучим, как и пропавшая Мария, человеком, что, по задумке Кампана, должно помочь в поисках — Перрен выйдет на след неосознанно, попадая в те же неприятности.
Так и происходит, и герою Депардье приходится переносить все тяготы путешествия с неудачником. Основной комедийный эффект возникает на контрасте рационального подхода Кампана и интуитивных, спонтанных действий Перрена. Первый побеждает физической силой, второй — обаянием и детской непосредственностью, которая выводит героев на след девушки. Но при этом создаёт массу неприятностей: в присутствии героя Ришара перестают работать автоматические двери, летать самолёты, электроприборы выходят из строя, а достаётся больше всех напарнику Депардье. Невезучесть оказывается заразительной, а Кампана зря надеется, что человек-катастрофа Перрен отведёт от него неприятности.
В «Папашах» Ришар меняет имя на Франсуа Пиньона — так же его героя будут звать и в «Беглецах» — и вновь отправляется в путь в компании Депардье. На этот раз они разыскивают уже не девушку, а юношу — своего предполагаемого сына, с матерью которого у каждого из них когда-то был роман. В этом фильме Вебера всё идёт по уже проверенной и «выстрелившей» схеме: непутёвый школьный учитель Пиньон и приземлённый журналист Люка поначалу не выносят друг друга, но в итоге оба оказываются в дураках — долгий путь и солидарность на почве женского коварства приводят к дружбе и хэппи-энду.
Заключительная часть приключений «невезучих» вышла в 1986 году под названием «Беглецы». Герои прошлого фильма — Франсуа Пиньон (Ришар) и Жан Люка (Депардье) — знакомятся во время ограбления банка, на которое идёт Пиньон, чтобы обеспечить достойную жизнь своей маленькой дочери. Первый захватывает второго в заложники и убегает с ним от полиции, но взять всё под контроль приходится жертве — рассудительному и хладнокровному экс-преступнику, который не желает возвращаться за решётку. Их новое путешествие в очередной раз меняет героя Депардье, сердце которого не может устоять перед трогательной глупостью героя Ришара — комедия про «стокгольмский синдром», которая доказывает, что вариантов комических ситуаций, в которые Ришар может втянуть Депардье, существует бесконечное множество. И если от самоиронии Депардье к 2014 году не осталось и следа, то Пьер Ришар по-прежнему верен комедии, и в его новых ролях — в кино и в театре, во французских и даже в российских фильмах («Продавец игрушек») — всё ещё можно увидеть его «перренов» и «пиньонов».