Творчество Веры Мухиной порой называют кладбищем утраченных монументов. Так, например, утеряна вылепленная из глины медсестра, оплакивающая убитого солдата. Для Мухиной это изваяние, по сути, символизировало важную часть её жизни.
Потерянное лицо
Девушка рано осталась сиротой: мать умерла от туберкулёза в Ницце, отец, купец первой гильдии, скончался через несколько лет в Крыму. Сначала Веру и её старшую сестру приютили живущие в Курске дяди и тёти, затем девушки перебрались в столицу, где поселились на Пречистенском бульваре. Позже в Пречистенском переулке будет построен д. 5а , в котором будет жить и работать уже знаменитый на весь мир скульптор.
Девушка не только порхала по балам и приёмам - она умоляла опекунов отпустить её во Францию к известным художникам и скульпторам, но родные считали, что французская публика Верочку ничему хорошему не научит. Всё изменила трагедия.
Рождество 1912-го она праздновала вместе с многочисленными родственниками в дядином имении в Смоленской губернии. Под вечер решили покататься с горы. Верочка легла на санки и попросила кого-то из братьев подтолкнуть. Она не сразу заметила, что летит прямиком к огромному дереву. Позже она вспоминала, что боли после удара не почувствовала. Но, дотронувшись до головы, увидела, что её руки все в крови. Кровь хлестала из носа, точнее, из того места, где он был: сук, как нож, отрезал его.
В смоленской больнице нос девушке пришили, после провели ещё 8 пластических операций. Шрамы от страшной травмы остались на всю жизнь. Глядя на себя в зеркало, она решила, что балы остались в прошлом. Да и дядя посчитал, что за границей, в Париже, куда она так рвалась, у покалеченной девушки больше шансов хоть чего-то добиться в жизни.
В Париже Мухина направилась в художественную студию Эмиля Антуана Бурделя, ученика Родена. Именно там она встретила свою первую любовь - Александра Вертепова, который в России считался террористом: во время революции 1905 г. он убил в Пятигорске генерала. В студии Бурделя Вертепов слыл самым талантливым учеником. Вера была увлечена им, но держала молодого человека на расстоянии, будучи уверенной, что девушку с покалеченным лицом вряд ли кто-то сможет полюбить. Александр погиб в Первую мировую. В память о своей первой любви Вера, в начале войны уехавшая в Москву, и создала ту медсестру.
Прообраз убийцы
Заказ на композицию «Брут, убивающий Цезаря» Мухина получила, когда на Ленинских горах задумывали строительство Красного стадиона - огромнейшего спортивного комплекса. Проект так и не завершили, а статуя канула в небытие. Судьба Брута могла постигнуть и скульптурные группы, созданные для украшения Москворецкого моста. Но их спасли - скульптуру «Наука» поставили у МГУ , «Хлеб» и «Плодородие» нашли пристанище у Водного стадиона , а «Земля» и «Вода» остались в Лужниках .
Хотя Брут в её жизни остался - доктор Алексей Замков, с которого Вера лепила убийцу Цезаря, был её мужем.
С молодым врачом она познакомилась в госпитале, куда устроилась медсестрой, в 1914 г. Он был невероятно хорош собой. Рассказывают, что даже Станиславский был настолько впечатлён его внешностью, что звал работать в театр. Замков разрабатывал препараты для лечения неизлечимых недугов. В частности, он придумал лекарство «Гравидан», которое якобы помогало омолодить стареющий организм. Есть версия, что доктор стал прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» Булгакова. За этим препаратом к Замкову тайно захаживало партийное руководство и элита советского общества - Куйбышев, Калинин, Молотов, Горький. Но, как водится, кто-то позавидовал и донёс, и кто-то другой принял меры.
В Москве есть два памятника Максиму Горькому работы Мухиной. Первый стоит у здания Института мировой литературы им. Горького . А второй когда-то стоял на площади Белорусского вокзала . В 2005 г. там начались строительные работы, памятник перевезли в парк искусств «Музеон» , где несколько лет он валялся на земле. Но год назад С. Собянин пообещал, что памятник возвратят на исконное место.
Мухина создавала монументы Горькому в благодарность - именно он вытащил её семью из ссылки. После того как Замкова обвинили во всех смертных грехах, супруги решили бежать из страны через персидскую границу. Их поймали и сослали в Воронеж. Бывший пациент Замкова Максим Горький не только убедил власти вернуть в столицу талантливого врача и его жену-скульптора, но и выбил для доктора целый институт. После смерти писателя Замков снова попал в опалу.
Летать, а не ползать
Самая знаменитая композиция Мухиной, возможно, спасла её семью от настоящих репрессий. Её муж вновь стал персоной нон грата, зато Вера выиграла конкурс на создание скульптуры, которая должна была венчать павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. 24-метровую конструкцию собирали несколько месяцев. По задумке автора, рабочий и колхозница должны были быть обнажёнными, но руководство зарубило идею на корню. Мухина одела героев в комбинезон и сарафан, но кто-то из вышестоящих углядел в складках юбки колхозницы... лицо Троцкого. В один из вечеров на завод без предупреждения приехал сам Сталин. Он долго ходил вокруг скульптуры, пристально разглядывая фигуры. На следующий день Мухиной доложили, что вождь всем доволен. В Париже её ждал триумф. Она очень хотела видеть «Рабочего и колхозницу» стоящими на стреле Москвы-реки (там сегодня «плывёт» Пётр I З. Церетели) или на смотровой площадке МГУ. Но власти поставили скульптуру на ВДНХ на невысокий постамент (в Париже «Рабочий и колхозница» находились на высоте 35 м). Мухина долго переживала, говорила, что эта пара должна лететь над землёй, а не ползать по ней. Только после реконструкции «Рабочего и колхозницу» установили на 33-метровую высоту. На ВВЦ стояла ещё одна композиция Веры Мухиной - «Требуем мира!» . Она была создана в 1950-м, когда в Корее началась гражданская война. Но в 90-е и её отправили в «Музеон».
Вера Мухина умерла в 1953 г. от стенокардии - эту болезнь ещё называют «недугом каменотёсов». А в 1954 г. был отлит и установлен перед зданием консерватории в Москве её памятник П. Чайковскому - как последнее «прости» скульптору.