Дух счастливой семьи
Наталия Николаевна, такие семьи, как у вас и ваших родителей, редко встречаются – чтобы всю жизнь прожить душа в душу. В чем тут секрет? Как построить благополучную семью? Сейчас вот государство, чтобы сохранить браки россиян, пошлину за развод повысило до 30 тысяч рублей…
Наталия Белохвостикова: Мне кажется, только духовное начало может действительно удержать людей вместе. Неужели какие-то деньги могут сделать это? Нет. Даже дети не сохраняют семью. Я никогда не слышала, чтобы кто-то из-за этого остался и терпел то, что не нравится… А что может быть выше, дороже своего ребенка?
Сейчас в семьях люди очень разобщены: ты видишь человека рано утром, поздно вечером и практически забываешь, как он выглядит. Мне кажется, что это просто катастрофа. Я вспоминаю своих бабушек, дедушек, родителей и в какой-то степени им завидую. Завидую их душевной, духовной наполненности. Помню, как мой отец читал вслух книжки: слушала я, слушала мама, мой маленький брат. И это было потрясающе: мы ждали вечера, когда в полумраке, в тишине раздастся отцовский голос, и мы будем узнавать что-то интересное вместе. Я понимаю, что сейчас, наверное, для кого-то это звучит абсурдно. Но таково мое детство, моя жизнь, которая, в общем-то, не самым плохим человеком меня вырастила.
А сейчас… Спрашиваешь какого-нибудь ребенка: а ты читал эту книжку? Ответ: я видел по Интернету фильм, мультик. Многие молодые люди не знают, кто такой Шукшин. И даже толком не знают, когда была война. Им совершенно непонятно, кто с кем воевал. А ведь это было только что – наши деды гибли. Очень жалко, что мы сейчас «отбрыкиваемся» от нашей истории и что-то крайне важное теряется.
Ни секунды без творчества
– Вы сказали, что при первой встрече в самолете будущий муж, режиссер Владимир Наумов, показался вам сумасшедшим. Больше так не кажется?
– (Смеется.) Нет, все время кажется. Вот ночью приезжаем с тяжелой, длительной съемки. Ложусь спать. Просыпаюсь – Володи нет. Иду по квартире, смотрю, а он рисует. Вот так мы отдыхаем. Он пишет картины, которые я никогда не хочу отдавать, никогда! Я так за них бьюсь… Потому что эти картины создаются при мне, и я считаю, что они мои. Если он их кому-то дарит, для меня это просто трагедия.
Я раньше все время говорила мужу: «Почему ты ни одного моего портрета не написал?» И он написал огромный портрет… Но в Доме кино проходила премьера картины «10 лет без права переписки», и нас уговорили взять портрет на телевизионные съемки. А когда я вышла в конце вечера на сцену, картины там уже не было. До сих пор не понятно, как ее украли. Огромный портрет, на толстой доске… На месте осталось все: костюмы, какие-то мелочи со съемок фильма, которые можно было просто взять, положить в карман и вынести. А портрет был настолько большим, что не вошел бы ни в одну легковую машину. Обыскали все – картину не нашли… Я так плакала! Даже не плакала – это было что-то другое, я просто находилась в состоянии какого-то небытия.
Спустя некоторое время Володя сел писать другой портрет, в два раза меньше. Сейчас он висит у меня дома, и я никому не разрешаю выносить его за порог. Берегу как зеницу ока.
– За годы брака стали ли вы мужа больше уважать, ценить?
– Конечно. Он потрясающий. Я невероятно, по-хорошему завидую его творческому горению. Каждый день, всю нашу долгую жизнь, он просыпается утром, надевает рубашку, костюм, галстук и уезжает на студию. Дома может остаться только из-за высокой температуры. И, если я говорю: «Володя, ты кашляешь, отдохни денек», он отвечает: «А что я буду тут делать?» У него идей – миллиард! Тысячи вариантов сценариев, которые он хочет написать. Каждый вечер мы садимся и обсуждаем их.
Наумов отучил меня отдыхать. Для него отдыхать – значит поехать, к примеру, в Италию, потому что эту страну он обожает. Там он будет выбирать натуру, думать, что и как можно снять, и подходит ли это к тому, что он делает сейчас. Или он просто будет писать что-то, что потом воплотится в сценарии и на экране. Ни секунды не может прожить в бездействии!
Именно поэтому мы так редко бываем на даче (которая раньше принадлежала моей маме) – Володя себя называет городским жителем. Но кстати, где бы он ни был, быта для него не существует.
– Выходит, все бытовые вопросы на вас? Нелегкая задача для актрисы.
– Знаете, я все по дому делаю «на автомате» – мне не трудно. Мне кажется, любящая женщина всегда стремится окружить своего мужа уютом и обустроить ему быт.
В продолжении: Белохвостикова Наталия Николаевна, интервью АиФ →