Дочь знаменитого режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы София снимает нечасто, зато каждый её новый фильм — настоящее событие в мире кино. Так вышло и с «Роковым искушением», премьера которого состоялась на последнем Каннском кинофестивале. Экранизация готического романа Томаса Куллинана входила в число самых ожидаемых конкурсных картин, однако в результате получила довольно прохладные отзывы критиков, даже несмотря на то, что принесла Софии «Пальмовую ветвь» за режиссуру.
На Московском международном кинофестивале зрители, наоборот, встретили фильм с восторгом. Драме не помешало даже легкомысленное название «Роковое искушение», больше подходящее для бульварного романа. В оригинале картина называется The Beguiled, что с английского переводится как «Обманутый». Однако российские кинопрокатчики пошли на хитрость и в непростой для кассовых сборов период летних отпусков решили привлечь зрителей в кинотеатры пышным и откровенным заголовком.
События «Рокового искушения» разворачиваются в разгар Гражданской войны в США. Пока враждуют Север и Юг, в лесах Вирджинии в закрытом пансионе от внешнего мира прячется директриса (Николь Кидман), учительница (Кирстен Данст)и 5 юных воспитанниц. Однажды привычный распорядок дам нарушает визит незваного гостя: одна из учениц, отправившись в лес по грибы, находит сбежавшего с поля боя раненого янки (Колин Фаррелл) и решает ему помочь. Обитательницы пансиона спасают капралу жизнь и, вместо того чтобы сдать врага патрулю конфедератов, оставляют его в доме до полного выздоровления.
Кажется, что девушками движут христианские чувства, не зря же добрую часть фильма они проводят за молитвами. Однако благодетельностью, а тем более искренними чувствами в этом фильме не пахнет. В распоряжении семи дам оказывается привлекательный и беззащитный, хотя и небезобидный мужчина. Каждая из женщин заинтересована в присутствии капрала: есть с кем пофлиртовать, для кого нарядиться, кому спеть и приготовить изысканный ужин. Для одной он романтик с тонкой душой, для другой — знаток природы, для третьей — просто мужчина...
Капрал тоже не теряется. Едва оправившись от ранения, он понимает, что каждая из спасительниц может согреть его не только душой, но и телом. Герой Колина Фаррелла бесстыдно заигрывает с каждой обитательницей пансиона, заставляя их ревновать друг к другу. И зря. Фильм как раз рассказывает о том, к чему может привести женская месть.
Несложно догадаться, что в драме Софии Копполы женщины правят балом, первые зрители даже назвали этот фильм манифестом феминисток. Героини «Рокового искушения» с лёгкостью «переигрывают» доверчивого ловеласа и, забывая о кодексе добропорядочности, умело загоняют зверя в ловушку. В происходящее на экране легко поверить, ведь в рядах коварных обольстительниц — такие «профессионалки», как Николь Кидман, Кирстен Данст и юная Эль Фаннинг (несмотря на нежный возраст, девушка в образе набоковской Лолиты прекрасно вписалась в ряды опытных актрис).
«Чему нас может научить этот жизненный урок?» — в начале фильма задаются вопросом обитательницы пансиона, приютившие врага. Каждая из них даёт свой ответ, однако в финале зрители могут предложить свой: нет существа более коварного, чем женщина.
Фотолента: Закрытие ММКФ — 2017: красная дорожка и награждение победителей
Так что же не понравилось каннским критикам (в преимуществе своём — мужчинам) в «Роковом искушении»? При всей точности актёрских красок, режиссёрской наблюдательности, по их мнению, эта драма не самая смелая и яркая работа. А им было с чем сравнивать: в 1971 году на экраны уже выходила экранизация книги Куллинана с Клинтом Иствудом в главной роли. Фильм Дона Сигела был полон антивоенной риторики, христианских метафор и даже поднимал расовые вопросы, София же (вторая в истории женщина, победившая в номинации «Лучший режиссёр» в Каннах) убрала всё «лишнее», сконцентрировавшись исключительно на битве полов.