В прошлом году в России вдруг стало много стриминговых сервисов. Появились «ТНТ-премьер», сериалы которого «Домашний арест» и «Звоните ДиКаприо» были признаны лучшими едва ли не всеми отечественными профильными изданиями; Start.Ru стартовал скромнее, но тоже запомнился фантастической драмой «Лучше, чем люди». В общем, критики объявили 2018-й годом рождения русского Neflix-а и замерли в ожидании новых многосерийных фильмов. Правда, «ТНТ-Премьер» не торопится заявлять о новых премьерах, а вот Start подгадал к Международному женскому дню начало показа сериала Константина Богомолова «Содержанки».
Богомолов больше известен как театральный режиссер — его спектакли шли на сценах Ленкома, «Табакерки», МХТ имени Чехова, в других театрах и в театрах Польши. Он обладатель ряда престижных наград, и каждая его постановка обязательно становится событием. А вот с кино у него отношения более сложные: в его фильмографии два фильма-спектакля; киноверсия спектакля «Год, когда я не родился» (шел в «Табакерке» в 2012 году) так и не была завершена, а выход экранизации рассказа Владимира Сорокина «Настя» откладывается уже несколько лет. И формально дебютом — хотя бы телевизионным — у Богомолова стали как раз «Содержанки».
Сериал начинается с того, что в Москву из Саратова приезжает молодая искусствовед Даша (Софья Эрнст). У девушки есть цель: остаться в столице любой ценой. Она обращается за помощью к своей землячке Марине Левкоевой (Мария Фомина), у которой вроде все хорошо — есть и богатый любовник для денег, чиновник Игорь (Сергей Бурунов), и молодой любовник для души (Александр Кузнецов). Марина обещает помочь Даше, но та не намерена ждать: она ссорит подругу с Игорем, встречается с ним сама и рассказывает, что хочет собственную художественную галерею. Марину в это время находят мертвой, и следователь Лена Широкова (Дарья Мороз), переодевшись в очень открытое платье, начинает поиски возможного преступника внутри мира содержанок и содержателей, которые переплетены между собой множество связей.
В свое время кабельные каналы США оказались территорией, на которой можно было почти все. Кровь, насилие, обнаженные тела, табуированные темы — там, где контент был платным, не действовали многие запреты, создатели сериалов этим пользовались, а клиенты платили за то, что нельзя увидеть по обычным, эфирным каналам. На этой волне поднялись, к примеру Starz или SyFy, а HBO в итоге вообще оказался постоянным лидером по числу номинаций на премию «Эмми» (и по полученным наградам). Появление онлайн-сервисов тип Netflix или Amazon на ситуацию не повлияло нисколько — изменился только способ доставки сериалов зрителям. На эфирных каналах остался контент для всей семьи, а вот кабельные каналы или стриминговые сервисы обеспечивали более жесткое содержание.
В России тоже намечается подобное разделение. Правда, первые сериалы отечественных стриминговых сервисов нельзя было назвать ни чересчур откровенными, ни слишком жесткими. Это было просто очень качественная телевизионная продукция, и было вполне возможно представить «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо» или «Лучше, чем люди» на обычном эфирном канале.
«Содержанки» однозначно не предназначен для трансляции в прайм-тайм на всю страну. В сериале Богомолова много секса, много обнаженной натуры, он вообще снят очень откровенно, и за этой откровенностью легко потерять сюжетную нить — особенно если учесть, что сюжетных линий в «Содержанках» не одна и не две, а больше, да и количество только персонажей первого плана превышает все мыслимые пределы.
Но Богомолову удалось не запутаться ни в персонажах, ни в сюжетных ходах. Безликая толпа, которая очень путает зрителя в самом начале, быстро распадается на отдельные и узнаваемые лица. Они пересекаются друг с другом, и понятно, что отношения между этими людьми будут меняться, причем, возможно, неоднократно. Правда, хочется надеяться, что авторы сериала не увлеклись сочинением судеб героев «Содержанок» и не задвинули на задний план ответ на вопрос «кто убил Марину Левкоеву?». Иначе криминальная история о богемной жизни Москвы может запросто превратиться в историю богемы, жизнь которой слегка омрачает смерть одной из многочисленных любовниц.