Впервые картина о злоключениях огромной обезьяны вышла на большие экраны 84 года назад, но и сегодня эта история притягивает миллионы зрителей.
АиФ.ru рассказывает, как с годами менялись фильмы о Кинг-Конге.
«Кинг-Конг», реж. Мериан Купер и Эрнст Шодсак
1933 год
В начале тридцатых годов прошлого века американский авиатор и режиссёр Мериан Купер совместно с модным британским автором остросюжетных романов Эдгаром Уоллесом решил экранизировать сюжет о путешествии на загадочный остров, с которого удаётся вывезти гигантскую доисторическую обезьяну. В американском кино «обезьянья тематика» и раньше пользовалась популярностью, но на этот раз большая горилла должна была стать главным героем повествования.
Как известно, кинематографисты не прогадали: фильм принёс своим создателям колоссальную прибыль, а Кинг-Конг стал одним из самых популярных персонажей массовой культуры.
Действие оригинальной картины разворачивается в Америке тридцатых годов прошлого века. По сюжету амбициозный кинематографист Карл Денхэм (Роберт Армстронг) вместе со своей съёмочной группой и начинающей актрисой Энн Дэрроу (Фэй Рэй) отправляется к загадочному Острову черепа. Режиссёр планирует снять уникальный фильм, но внезапно молодую актрису похищают туземцы, которые хотят принести её в жертву чудовищу. После сражения с доисторическими животными команде удаётся не только вызволить Энн, но и привезти гигантского обезьяноподобного монстра в Нью-Йорк. Однажды в поисках Энн он вырывается на волю и начинает крушить город.
Всем известен финал фильма, который считается одной из самых знаменитых сцен в истории мирового кинематографа: Кинг-Конг взбирается на Эмпайр-стейт-билдинг и погибает, расстрелянный с самолётов. Чтобы осуществить масштабный замысел, создатели «Кинг-Конга» впервые в истории кинематографа использовали технику наложения игровых и анимационных фрагментов, что позволило им показать в одном кадре и живых актёров, и монстров, изображаемых куклами. Но помимо зрелищной картинки и модной «обезьяньей тематики», у ленты был романтический посыл. Ключевую мысль режиссёр вложил в уста героя Дэнхема. В финале картины возле лежащего на мостовой тела Кинг-Конга он произносит фразу: «Не самолёты стали причиной его смерти. Чудовище погибло из-за красавицы».
«Кинг-Конг против Годзиллы», реж. Исиро Хонда
1962 год
После почти тридцатилетнего перерыва огромная горилла вновь вернулась на экраны. Однако «вторую жизнь» монстру подарили не «родные» американцы, а японская студия Toho, которая сняла фильм «Кинг-Конг против Годзиллы».
Забавно, что по первоначальной задумке кинематографистов протагонистом гориллы должен был стать монстр Франкенштейна, а сама лента называться «Кинг-Конг против Франкенштейна». Но из-за покупки прав на образ готического чудовища бюджет фильма мог стать слишком высоким, и в целях экономии киностудии Toho пришлось изменить сценарий, сделав вторым главным героем картины монстра, созданного самой же студией.
Это был первый цветной фильм о «Кинг-Конге», а также первая лента, в которой звучал так называемый «классический» рёв Годзиллы. Но было и ещё одно важное новшество: продюсеры хотели снять фильм, рассчитанный на детскую аудиторию, поэтому «Кинг-Конг против Годзиллы» получил более лёгкий тон, чем его предшественник. Также в этой картине больше юмора и менее осмысленная последовательность действий.
По сюжету ленты японский фармацевт Мистер Тако хочет использовать гигантского обезьяноподобного монстра для рекламы своих препаратов. Но в это же время пробуждается Годзилла, считающийся похороненным в океане. Тако не нравится, что людей больше интересует Годзилла, а не Конг, поэтому он устраивает монстрам личную встречу, по результатам которой станет ясно, кто сильнее.
В «Кинг-Конге против Годзиллы» гораздо меньше романтики, чем в оригинальной ленте, зато на первый план выходит мысль о том, что самые страшные монстры – это люди.
«Кинг-Конг», реж. Джон Гиллермин
1976 год
В 1976 году Голливуд вновь вспомнил о своём герое и переснял классический сюжет, используя новейшие на тот момент технологии и спецэффекты. Режиссёр Джон Гиллермин перенёс историю приключений огромной гориллы в современность, а также добавил экологическую тему. Теперь Кинг-Конг воспринимался не только как некая экзотика, но и как уникальное животное, нуждающееся в защите.
Хотя на съёмки «Кинг-Конга» потратили $24 млн, вопреки ожиданиям, он не имел грандиозного успеха, слава и любовь зрителей пришли к нему позже, во время телевизионных трансляций. А ещё через 10 лет Гиллермин снял продолжение истории: фильм «Кинг-Конг жив». Однако эта лента получила исключительно негативные отзывы критиков и полностью провалилась в прокате. «Проблема всех, занятых в картине, в том, что они снимаются в скучном фильм. И они все знают, что снимаются в скучном фильме. И никто из них не в силах сделать над собой хоть какое-то усилие», — рассуждал о провале фильма знаменитый кинокритик Роджер Эбер.
«Кинг-Конг», реж. Питер Джексон
2005 год
Следующую попытку возродить любимого героя предпринял главный экранизатор Толкиена, режиссёр Питер Джексон. Благодаря ему в 2005 году на экраны вышел «Кинг-Конг», ремейк, в котором идеально воссоздана атмосфера и антураж начала 1930-х годов.
Не менее аккуратно создатели отнеслись к оригинальному сюжету. Тем не менее у фильмов 1933 и 2005 годов есть принципиальное различие: в первом «Кинг-Конге» Энн боится монстра, а во втором девушка в исполнении Наоми Уоттс сама просит Кинг-Конга о защите и даже влюбляется в него. Таким образом, киноработа Джексона стала своеобразной историей о «красавице и чудовище», сюжет которой пользуется спросом во все времена.
Новая экранизация обошлась своим создателям в $207 млн, побив рекорды таких фильмов, как «Титаник» и «Человек-паук 2», которые в течение длительного времени удерживали пальму первенства в вопросе гигантского кинобюджета. Большая часть денег ушла на создание спецэффектов, ведь именно на них был основан перезапуск франшизы (на 2005 год «Кинг-Конг» был самым насыщенным фильмом по количеству спецэффектов на минуту экранного времени). Неудивительно, что блокбастер сразу обрёл своего зрителя и целых три статуэтки «Оскар».
«Конг: Остров черепа», реж. Джордан Вот-Робертс
2017 год
В этом году коллекция фильмов о громадной горилле пополнилась лентой «Конг: Остров черепа», снятой Джорданом Вот-Робертсом. Это перезапуск знаменитой франшизы, действие фильма разворачивается в 70-е годы. С момента трагической гибели гигантской гориллы в нью-йорских каменных джунглях уже прошла четверть века, но загадка её происхождения до сих пор не разгадана. В поисках ответов секретная организация «Монарх» отправляется в экспедицию к Острову черепа, где когда-то поймали Кинг-Конга.
В отличие от предыдущих картин, основное действие здесь разворачивается не в городе, а на островной территории. Сама же лента больше походит на боевик: вместе с гориллой на острове живёт множество гигантских тварей, с которыми ей приходится сражаться. Часть людей вступает с Кинг-Конгом в союз, а часть — напротив, воюет с ним.
В новом фильме нет очаровательной громко кричащей блондинки, зато главным героем (среди людей) выступает кумир 14-летних девушек Том Хиддлстон.
Примечательно, что киностудия Legendary Pictures на этом останавливаться не собирается. Известно, что уже к 2020 году она планирует снять свою версию японского фильма «Годзилла против Конга».