Фильм «Смерть Сталина» ждали все поклонники беспощадного мастера политической комедии Армандо Ианнуччи, а также российские киноманы, не успевшие минувшей осенью оценить картину на кинофестивале в Торонто. Чёрная комедия должна была выйти на экраны 25 января, но некоторые общественные деятели и политики в последний момент призвали Министерство культуры отказаться от показа на территории России ленты, «оскверняющей наши исторические символы — советский гимн, ордена и медали».
В итоге Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у нашумевшего фильма, направив его на дополнительную юридическую экспертизу.
Перед тем, как оценивать работу британского режиссёра, «высмеявшего» историю СССР, стоит узнать, кто этот отчаянный человек. Ианнуччи уже давно «кошмарит» Дональда Трампа, критикует политику Европы и снимает популярные политические комедии: «Гуща событий», «В петле», «Вице-президент».
Те, кто хорошо знаком с творчеством сатирика, прекрасно знают, насколько он бывает беспощаден, подмечая пороки и настоящих, и вымышленных политиков. Но нужно отдать должное соотечественникам режиссёра, которые, несмотря на цинизм и едкую сатиру автора, однажды наградили его званием офицера ордена Британской империи. И следует сказать «спасибо» самому Ианнуччи за то, что в случае с фильмом о «хозяине» Иосифе Сталине он оказался не так жесток, как умеет.
Снять фильм о том, что происходило в СССР после смерти генсека ЦК КПСС, никогда не было «идеей фикс» Ианнуччи. Этот режиссёр всего лишь берётся за сюжеты, достойные его внимания и экранизации. А что может быть более захватывающим, чем марафон за власть в такой великой стране, как СССР? Вот Ианнуччи и не удержался, когда в 2013 году французские продюсеры подсунули ему комиксы художников Фабьена Нури и Тьерри Робина «Смерть Сталина» и «Часть вторая — похороны». Причём режиссёр долгое время не мог поверить, что в основе этой невероятной истории — реальные факты.
Фильм Ианнуччи посвящён тому, как после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина его приближённые начали борьбу за власть. Разыгрывают на экране эту комедию, драму, сатиру и политический детектив артисты первой величины: оскароносный Стив Бушеми в роли Никиты Хрущёва, звезда «Гарри Поттера» Джейсон Айзекс в роли маршала Жукова, Саймон Рассел Бил в роли Лаврентия Берии, Джеффри Тэмбор в роли Георгия Маленкова, Пол Уайтхаус в роли Анастаса Микояна...
Пожалуй, самое важное, что в фильме нет ни малейшей претензии на историческую достоверность. Сам жанр комедии, казалось бы, должен помочь зрителю в осознании этого.
Естественно, в угоду жанру многие факты претерпели изменения. Например, в фильме Ианнуччи Сталина хватает удар после того, как он читает записку от пианистки-диссидентки (Ольги Куриленко). Умирает он, в том числе, потому что охрана, стоящая прямо за дверью, боится заглянуть к нему в кабинет. Марафон за власть, следующий за смертью генсека, длится не месяцы, а всего несколько дней. А Берию сжигают на заднем дворе его же соратники...
Чтобы зрителям было проще привыкнуть к неправдоподобности и театральности происходящего, Ианнуччи пустил в ход даже самое очевидное — декорации. В первых же сценах на стене советского кабинета висит табличка с надписью Exit (выход — в пер. с англ.), причём эта условность никого не смущает. Так почему же образованного зрителя, который знает настоящую историю своей страны и несерьезный жанр картины «Смерть Сталина», должно оскорблять происходящее на экране?
Можно отнестись к «Смерти Сталина» не как к историческому кино или попытке «вражеского Голливуда» осквернить советскую действительность, а как к фантастической комедии, карикатуре, фарсу, бурлеску, буффонаде, которая высмеивает пороки всего человечества (в частности, попытку всех сильных мира сего спасти свою шкуру и продвинуться по карьерной лестнице).
Скорее всего, даже самые критически настроенные к фильму российские зрители не смогли бы сдержать свою одобрительную улыбку после реплик героев фильма Ианнуччи: «Спина болит? Небось, на социальной лестнице подорвал», «Здесь главный, кто первый сориентируется», «Я не могу интриговать на бегу»...
Фильм пестрит удачными шутками и искромётными диалогами, которые вне времени и вне государства. Но в то же время «Смерть Сталина» высмеивает огромное количество идеологических моментов, которые были свойственны только советской эпохе. Остаётся лишь удивляться, как европейскому кинематографисту удалось так точно передать атмосферу, настроение, характер людей, которые днём демонстрировали безмерное счастье жизни, а по ночам их уводили под стенания домашних.
Сам Иануччи говорит, что перед съёмками ездил на сталинскую подмосковную дачу и разговаривал с людьми, уцелевшими во время «чисток». «Я помню, как один старик рассказал мне, что вообще вся хитрость состояла в том, чтобы всегда ложиться спать, надев на себя как можно больше одежды. В таком случае, если за тобой посреди ночи придут из НКВД, то ты будешь хотя бы достаточно тепло одет», — вспоминает режиссёр.
Пожалуй, самое сложное для российских зрителей — абстрагироваться от истории своей страны и во время просмотра не вспоминать, что в этот период погибли миллионы людей. В одной из первых же сцен фильма в конце рабочего дня Берия отдаёт распоряжения: «Её пристрели у него на глазах. Этого сбросишь в яму. С остальными на свой вкус». Но ведь не жертв репрессий высмеивают кинематографисты — они наблюдают за группой людей, которые обладают властью казнить и миловать.
Сам режиссёр заявляет, что снял «комедию тревоги», так как при помощи юмора хотел «показать всеобщую нервозность, доходящую до паранойи» (когда никто не знает, доживёт ли до завтрашнего утра). Даже в советские годы люди были готовы посмеяться над своими диктаторами — несмотря на то, что за сборники памфлетов и анекдотов про Сталина могли расстрелять, они всё равно оставались популярными.
Наконец, стоит напомнить, что одним из самых действенных оружий против зла всегда считался смех. Далеко не всем кинематографистам удаётся удачно балансировать на грани бурлеска и пошлости, но Ианнуччи в этом преуспел — его «Смерть Сталина» заставляет зрителей смеяться и одновременно выбивает из колеи. Остаётся надеяться, что дополнительная юридическая экспертиза фильма, организованная Министерством культуры, даст ему зелёный свет, и российские зрители всё же получат возможность самостоятельно сделать выводы о ценности картины.