28 Открытый российский фестиваль «Кинотавр» прошёл в лучших традициях: зрители смотрели, критики анализировали, жюри оценивало. Но на площадке главного отечественного киносмотра страны было место и жарким спорам, и настоящим скандалам.
Ожидания и реальность
Жюри основной конкурсной программы во главе с Евгением Мироновым угодило если не всем, то многим из тех, кто приехал на киносмотр в Сочи. Приз за лучшую режиссуру получил Резо Гигинеишвили, «Заложников» которого большинство критиков сочли лучшей работой популярного кинематографиста. Наградой за лучший сценарий наградили молодых авторов Виталия Суслина и Ивана Лапина. Их фильму под названием «Голова. Два уха» удалось удивить даже самых искушённых зрителей.
После того как в заключительный конкурсный день в Зимнем театре была показана драма о разводе двух врачей под названием «Аритмия», ни у кого не было сомнений в том, что это победитель основной программы. Зрители бурными овациями приветствовали новую работу Бориса Хлебникова и не покидали зал до завершения титров, что редкий случай на «Кинотавре». Александр Яценко, исполнивший в семейной драме главную роль, тоже сразу стал негласным победителем конкурса, что подтвердило жюри на торжественной церемонии закрытия, вручив популярному артисту приз за лучшую мужскую роль.
Читайте также: О чем фильм «Аритмия», победивший на «Кинотавре» в этом году?
Однако не весь фестиваль прошёл так же гладко, как раздача призов. Главной темой первых дней «Кинотавра» стало «отречение» режиссёра Романа Волобуева от своей работы «Блокбастер». Причиной скандала стал финальный монтаж криминальной комедии, который устраивал только продюсеров. Прямо на сцене перед премьерой конкурсной картины бывший кинокритик заявил, что это первый и последний раз, когда зрители «Блокбастера» видят в титрах его имя.
Позже в центре внимания оказалась мелодрама режиссёра-дебютанта Кирилла Плетнёва «Жги», которая вызвала восторженную реакцию зала и жёсткую полемику в пресс-центре. Авторов картины обвиняли в неоправданном смешении жанров: журналисты сочли, что настроение первой части фильма не соответствует финалу.
Ещё большую реакцию публики вызвала лента «Прорубь», которая оказалась необычной сатирой на актуальную повестку дня. Однако видеоарт был понятен далеко не всем: актёр Дмитрий Брусникин в роли президента разговаривает со щукой, Михаил Ефремов играет олигарха... Многие сочли этот эксперимент бессмысленным и безвкусным.
Однако не зря президент кинофестиваля Александр Роднянский на церемонии закрытия в Зимнем театре заявил со сцены: «Наша мечта состоит в том, чтобы „Кинотавр“ был всегда площадкой для самых ярких и талантливых людей вне зависимости от того кинематографа, что они делают, тех жанров, драм или экспериментов. Мы приветствуем любое дарование, способное сформулировать и высказаться в художественной форме. Для нас это принципиально».
Смена поколений
Если в 2015 и 2016 гости «Кинотавра» обсуждали «женскую программу» (среди конкурсных фильмов ровно половина была снята женщинами-режиссёрами), то теперь главным предметом разговора стала смена поколений. Из 14 картин конкурсной программы — 7 дебютов, при этом младшему режиссёру-дебютанту (Иван Шахназаров) недавно исполнилось 24 года, а старший (Алексей Рыбин) уже отпраздновал своё 56-летие.
Режиссёров отличал не только возраст, стаж работы, но и... основная профессия. Ряды российских кинематографистов пополнили кинокритики, актёры, музыканты, театральные постановщики и даже медицинские работники!
Ещё одной позитивной тенденцией, которая вошла в историю 28 Открытого российского фестиваля «Кинотавр», стали географические изменения. Региональные кинематографисты взяли курс «на Москву». 12 фильмов из 77, которые прислали в отборочную комиссию «Кинотавра», были из далёких от столицы Уфы, Волгограда, Воронежа, Бийска, что позволило им бороться за главный приз на равных с опытными участниками.
Не менее значимый факт «Кинотавра-2017» — это то, что 9 из 14 фильмов основной конкурсной программы были сняты без государственной поддержки. Три фильма конкурса получили субсидии Министерства культуры («Аритмия», «Жги», «Три сестры»), два — Фонда Кино («Блокбастер», «Рок»), а остальные снимались на деньги независимых источников. Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева не раз обращала внимание гостей на эту тенденцию, охарактеризовав её как «неожиданное изменение отечественного индустриального пейзажа, который совсем недавно представлял собой просто относительно цивилизованную очередь к госбюджету».
Принято считать, что «Кинотавр» отражает ситуацию в сегодняшней российской киноиндустрии. Так что, наблюдая многообразие конкурса и неровную реакцию публики на участников фестиваля этого года, можно сказать, что отечественный кинематограф всё ещё переживает кризис, но теперь на главную сцену выходят молодые авторы, которые не боятся экспериментировать и не ищут государственной поддержки.