Минкульт дал, Минкульт взял
Новый культурно-политический скандал разразился в России. Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в кинотеатральных кругах, компания «Централ Партнершип», занимающаяся прокатом американской драмы «Номер 44» с Томом Харди в главной роли, отозвала фильм из кинотеатров по просьбе Министерства культуры РФ.
Отзыв прокатного удостоверения произошёл спустя две недели после того, как оно было получено.
В настоящее время кинотеатры, планировавшие показ картины, в срочном порядке производят корректировку своего расписания. Прокат фильма в России должен был начаться 16 апреля.
Чуть позже на сайте Министерства культуры России появилось совместное заявление ведомства и компании «Централ Партнершип», в котором разъясняются мотивы принятого решения.
«Компания «Централ Партнершип» отозвала из Министерства культуры РФ заявку на получение прокатного удостоверения для фильма «№ 44», принимая на себя любые вытекающие коммерческие последствия этого решения.
Мировая премьера фильма «№ 44» (в оригинале «Child 44») производства американской кинокомпании Lionsgate запланирована на 17 апреля. Одновременно планировался выход в российский прокат.
Однако по итогам пресс-просмотра в Министерство культуры РФ поступили вопросы, касающиеся содержания фильма, в первую очередь — искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи.
14 апреля состоялся просмотр финальной версии картины с участием экспертов, представителей Министерства культуры, российского прокатчика — компании «Централ Партнершип» и СМИ.
После данного просмотра мнение прокатчиков и представителей Минкультуры совпали: прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим», — говорится в сообщении.
Чикатило стал современником Сталина
Фильм режиссёра Даниэля Эспиносы, продюсером которого выступил Ридли Скотт, посвящён Советскому Союзу сталинских времён.
Согласно сюжету, главный герой по имени Лев Демидов, воспитанник детского дома, переживший Голодомор и водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом, после войны является сотрудником спецслужб и расследует серию убийств детей. В этом ему мешает руководство, потому что «в СССР убийств не бывает». Демидова вынуждают отречься от жены, объявленной «врагом народа», и начинают преследовать его за то, что он ищет маньяка, убившего более 40 детей.
Основой для картины, в которой задействованы такие актёры, как Том Харди, Гэри Олдмен и Венсан Кассель, стала книга британского писателя Тома Роба Смита «Дитя 44», вышедшая в 2008 году.
Вдохновила писателя на эту книгу, по его собственному признанию, история серийного маньяка Андрея Чикатило, совершившего свыше 50 убийств в период с 1978 по 1990 годы и расстрелянного по приговору суда в 1994 году.
Британский писатель решил переместить историю Чикатило в сталинскую эпоху.
«Трамплином для написания романа стали для меня события, окружавшие реальную жизнь серийного убийцы Андрея Чикатило. Но топорная работа криминалистов, несправедливость, сама система — в смысле вдохновения это стало для меня более важным, нежели реально существовавшие персонажи. Кстати, одним из главных героев романа является Советская Россия — чудовищная смесь ужаса и абсурда», — рассказывал о своём романе Том Роб Смит.
После этого комментария автора все вопросы о соответствии как книги, так и фильма какой бы там ни было исторической реальности отпадают. «Дитя 44», а вслед за ним и «Номер 44» — это классический пример западной «клюквы» на советскую тематику, коей было за последние десятилетия произведено больше чем достаточно.
Немало подобных картин за последние годы создали и российские режиссёры.
Спорить о том, имеют ли право подобные картины выходить на российские экраны, можно до бесконечности, но совершенно точно, что появление подобного шедевра в российском прокате накануне 70-летия Победы выглядело бы как минимум странно.
На российские экраны не пускали фильмы про Афганистан и Южную Осетию
«Номер 44» — далеко не единственная голливудская картина, у которой в последние годы возникли проблемы с прокатом на территории России.
В 2008 году на российские экраны не вышел политический блокбастер «Война Чарли Уилсона» с Томом Хэнксом в главной роли.
Картина показывала американскую версию войны в Афганистане и основывалась на книге Джорджа Крайла. В её основе история реального персонажа — американского конгрессмена Чарли Уилсона, организовавшего финансирование тайной операции ЦРУ по поставке американского оружия афганским моджахедам.
Фильм, в котором советские солдаты представлены безжалостными убийцами, афганские моджахеды — благородными повстанцами, а сотрудники ЦРУ и американские конгрессмены — непорочными борцами за свободу и демократию, в российском кинопрокате не демонстрировался, но спустя несколько лет был показан по российскому телевидению.
В 2011 году на российские экраны не вышел американо-грузинский фильм «Пять дней в августе». Картина режиссёра Ренни Харлина с Энди Гарсиа в роли Михаила Саакашвили демонстрировала историю войны в Южной Осетии в августе 2008 года глазами исключительно грузинской официальной позиции тех времён.
Фильм явился классическим примером голливудской «клюквы» о России — российская армия была представлена сбродом бандитов, расстреливающих мирные сёла, насилующих женщин и ворующих детские велосипеды.
Мировой прокат картины завершился оглушительным провалом — при бюджете в 12 миллионов долларов фильм собрал всего 300 тысяч.
Любопытный момент — Ренни Харлин, выступивший не только режиссёром, но и продюсером картины, вскоре после «Пяти дней в августе» уже спокойно работал в России над фильмом ужасов «Тайна перевала Дятлова». Эта картина, кстати, в российском прокате собрала около 5 миллионов долларов.