22 и 23 февраля в эфире «Первого канала» — фильм «Люди, сделавшие землю круглой» о подвиге советских лётчиков (Чкалова, Леваневского, Громова, Байдукова и их экипажей), впервые в истории мировой авиации совершивших трансполярные перелёты. Они сделали, на первый взгляд, немыслимое — перелетели Северный полюс и приземлились на американском континенте. Один из авторов фильма — Валдис Пельш — ответил на вопросы «АиФ».
— Валдис, а что явилось толчком к созданию этого фильма?
— Встреча с Дмитрием Хаустовым (телеведущий, ныне сотрудник канала «Москва 24» — прим. ред.) в коридоре Останкино, который мне рассказал о своей находке. А нашёл он архив советского лётчика-испытателя Георгия Филипповича Байдукова. После чего он мне и предложил сделать совместно это кино.
— Чем уникальны найденные документы?
— А почему имена других лётчиков были не так широко известны, как имя Валерия Чкалова?
— Георгию Байдукову было интересней популяризировать имя Чкалова, чем своё собственное. Он это делал как писатель. Хотя во время перелёта с Чкаловым в Америку из 63 часов порядка 41 часа за штурвалом был именно Байдуков. Он это никогда не выпячивал. И потом, он ещё вкладывал в уста Чкалову такие слова, которые он сам придумывал. «Господин Чкалов, вы богатый человек?» — спросили Чкалова, когда их встречали в Портлэнде. «Я очень богатый человек, потому что на меня работает 160 млн советских людей. А я работаю на них». Этой фразы Чкалов не говорил. И эту фразу Чкалов тоже никогда не говорил: «Есть две реки — Волга и Миссисипи. Они впадают в океан. И, впадая в него, объединяют людей». Её тоже придумал Байдуков, который был невероятно щедрым душевно человеком. Громова задвигали всегда на второй план, потому что он был дворянского происхождения, беспартийный. Это в экипаже Чкалова все были коммунистами. Чкалов и Громов должны были лететь вместе на двух самолётах. Чкалов должен был вылетать первым, а Громов должен был стартовать через 40 минут. Но ночью накануне полёта с громовского самолёта сняли двигатель. Он сразу всё понял. Все знали, что на трассе Громов обойдёт Чкалова. Ведь Громов был лучшим, по сравнению с Чкаловым и Байдуковым, пилотом. Представляете, что было бы, если бы самолёт с надписью «Сталинский маршрут» пришёл вторым, а первым прилетел экипаж, состоящий из беспартийных пилотов. Это никому было не нужно.
— На совещании у Сталина Леваневский заявил, что АНТ-25 не годится для дальних полётов. И даже назвал конструктора Туполева «вредителем»…
— Этот самолёт действительно не был готов к такому полёту?
— Это было сказано Леваневским на разборе полётов после неудачной попытки пролететь маршрутом Москва – Северный Полюс – Сан-Франциско в 1935-м году, когда они из-за неисправности самолёта вынуждены были развернуть машины и полететь назад. Леваневский, объясняя причины неудачи, отчасти свалил вину на Туполева. После чего, кстати, Туполев и Леваневский никогда не здоровались за руку. Это была ситуация, когда нужно было спасать своё реноме. Байдуков на том совещании, пытаясь защитить Туполева, сказал, что у американцев нет подобных самолётов. Иначе бы они уже прилетели в Россию. И попросил разрешения у Сталина довести АНТ-25 до ума. По сути, он спас эту машину. Он же уговорил Чкалова принять участие в этом проекте. У АНТ-25 был огромный размах крыльев. И было доказано, что на тот момент это была самая перспективная машина с двигателем, который позволял летать на расстояния, которые другим не были тогда доступны.
— С чем пришлось столкнуться лётчикам в полёте?
— Во-первых, с холодом (температура в кабине всё время была минус 9–20), во-вторых, с кислородным голоданием. Они встретили атмосферный фронт в 6000 метров и выше и поняли, что нужно использовать кислородные баллоны. Чкаловский экипаж испытывал большие трудности, так как у них был не очень большой запас кислорода. Громовский экипаж уже использовал жидкий кислород. И им было чуть легче. Плюс отсутствие аппетита, болтанка. И осознание того, что, если, не дай бог, с ними что-то случится за Северным полюсом (до канадского берега), их никто не спасёт. И гибель Леваневского в 37-м году это подтвердила. Когда Орджоникидзе рассказывал о спасательной операции Чкалова, он перечислил все суда, готовые прийти на их спасение. И честно сказал, что за пределами Северного полюса помощи ждать неоткуда. Только у берегов Канады дежурила наша авиация. И они знали, что их не найдут. И если они не долетят, вина ляжет на их плечи, и это будет позором. В общем, нужно было иметь стальные нервы, сильный дух, чтобы решиться на это.
— Это были люди какой-то особой породы, советской цивилизации?
— Дело не в советской цивилизации. Авиатор и писатель Василий Васильевич Решетников, который нам много рассказал о событиях 34–37-х годов, замечательно про них сказал: «Это были люди, обречённые на подвиг». Такие люди могут рождаться в любой стране мира. Но уникальность этих событий заключалась в том, что такие люди родились в нашей стране. Появился самолёт, аналогов которому в мире не было, и лётчики, готовые сесть за штурвал этого самолёта.