Герои сериала живут в мире, где от молодёжного цинизма до юношеского наива, «от адского треша до полного мимими» — всегда один шаг. Здесь говорят на языке взаимных лайков и перепостов, а всё происходящее можно описать одним хештегом — #мимитреш.
Сериал был снят за 24 дня. Его придумали люди, никогда раньше не писавшие ситкомов, а многих актёров нашли прямо на улице. История героев выстроена вопреки всем законам сюжетостроения. Но только так и можно понять, есть ли жизнь до 18, и получить ответ на простой вопрос: «Легко ли быть молодым?». Всё это звучит, конечно, весело и задорно, но не очень понятно, что от проекта всё-таки ждать. За «взрослыми» объяснениями о сериале без взрослых «АиФ» обратился к создателям.
Евгений Никишов, продюсер: Пилотная серия проекта была снята ещё несколько лет назад, но сам сериал был воплощён только этим летом. Причина такой задержки в работе над сценарием. В процессе поменялись сценаристы, и остался, собственно, автор Алексей Сурков, который и пришёл изначально со своей идеей на ТНТ. Обычно ситкомы пишутся быстро, потому что над ними работают большие авторские группы. Над этим проектом Алексей работал фактически самостоятельно. Кроме того, сериал ненормативный по драматургии, из-за чего возникло много проблем. Чтобы понять степень этой ненормативности, потребовалось определённое время.
Сергей Грачёв, «АиФ»: И в чём же его ненормативность?
— У каждого ситкома есть некая арка на сезон, они пишутся по определённым законам, которые касаются сюжетов, развития основных линий. Авторы «Легко ли быть молодым?» до этого ситкомы не писали, перед ними просто стояла задача рассказать о своём поколении, причём таким языком, который им самим казался бы честным, откровенным и правильным. Было бы неправильно загонять их в рамки классического ситкомовского сюжетостроения. Другими словами, основная драматургическая ткань на уровне сценария этого сериала — очень авторская. Если бы мне принесли такой сценарий, условно говоря, на проект «Зайцев+1» или «Реальные пацаны», я бы его не принял. Два эти ситкома правильно устроены и структурированы, и при этом в них чувствуется жизнь. Но если применить правильные законы драматургии к «Легко ли быть молодым?», то пропадает жизнь и всё превратится в пластмассу. С появлением драматургической правильности сразу же появлялась неправда, а как только правила отменяли — появлялась жизнь.
Классический ситком устроен таким образом: когда ты убираешь из него одну из сцен, всё разваливается, ничего не понятно. А из «Легко ли быть молодым?» можно вытащить множество сцен, и всё останется на своих местах. История и сюжет не пострадают. Для меня самое ценное здесь — несвязанность сцен с основой. Получается, что зритель следит не за историей в целом, а за взаимоотношениями персонажей.
— К какому из проектов ТНТ «Легко ли быть молодым?» ближе всего идейно?
— Можно сравнить с теми же «Реальными пацанами», которыми авторы, безусловно, вдохновлялись, когда писали пилот. В своё время авторы самих «Реальных пацанов» так же вдохновлялись «Офисом». «Реальные пацаны» открыли в российском ситкоме определённый стиль, когда съёмка ведётся живой камерой, как будто зритель смотрит документальный фильм. В «Легко ли быть молодым?» при этом впервые слышен закадровый голос интервьюера, практически ни в одном сериале ничего подобного нет. Если говорить совсем грубо, то герои «Легко ли быть молодым?» — это «Реальные пацаны», только подростки. И не пермяки, а москвичи.
— Раньше героями ТНТ были как минимум студенты, детей старшего школьного возраста не было...
— Когда мы берёмся за какой-то проект, то отталкиваемся от людей, которые приходят к нам со своими идеями. Неважно, были на ТНТ такие персонажи раньше или нет. Просто нам понравился пилот, и мы решили реализовывать этот проект. Изначально планировали сделать больше серий, но пока остановились на восьми получасовых эпизодах.
— Видите ли вы в этом сериале некую сверхидею, посыл?
— Взглянуть на современное поколение 16–17-летних, посмотреть на то, какие они. Когда мы взрослеем, часто забываем о том, какими были в детстве. Глядя на подростков с высоты своего возраста, мы многого не принимаем. Нам кажется, что в их возрасте у нас всё было по-другому. Эта история повторяется из поколения в поколение. Так вот, «Легко ли быть молодым?» — это ещё один шанс нам, взрослым людям, посмотреть, как на самом деле всё устроено у детей. Сериал правдиво показывает не драматический, а скорее ироничный взгляд на реальность, в которой живут подростки.
— Почему решили взять в оборот молодых и неопытных? Для сценариста Алексея Суркова это и вовсе первый опыт написания ситкома.
— Судя по некоторым сценам, смысл жизни современных подростков в количестве лайков, заработанных в социальных сетях. А что можно назвать лайками вашего поколения?
— Когда мне было 16–17 лет, эпоха компьютеризации только началась. Тогда появились первые компьютерные игры на аудиокассетах. Чтобы загрузить игру, нужно было подсоединить комп к кассетному магнитофону, нажать пуск и в течение пяти минут слушать странные звуки. И если игра всё-таки загружалась, то можно было в неё поиграть. Все наши лайки были там.
О том, как проходили съёмки, где и как искали актёров на главные роли, «АиФ» расспросил режиссёра и продюсера сериала Александра Наумова.
— Александр, насколько тяжело проходили съёмки?
— Это экспериментальный проект в том смысле, что его стоимость значительно ниже средней стоимости сериала на канале ТНТ. Снять его надо было за 24 дня. А когда ты ограничен во времени, приходится соображать быстрее. И, возможно, благодаря такому хорошему стрессовому состоянию съёмочной группы многие сцены получились ещё лучше, чем планировались.
Кроме того, большинство ребят не являлись актёрами. С одной стороны, работать с ними было сложно, а с другой — очень интересно. Их энергия, желание доказать, что они способны играть в кадре, стали хорошим подспорьем при работе. Они всегда по максимуму готовились к съёмкам, стояли на ногах столько времени, сколько требовалось. Так что в принципе работалось с ними легко, не напряжно. Это был не ад.
— Где вы искали актёров, которые в большинстве своем не актёры?
— Фактически на улице. Например, один из актёров — Владислав Гутов — перед кастингом ночевал на вокзале, при этом никому ничего не сказав. В результате он прошёл кастинг и получил роль Олега. Когда мы снова вернулись к съёмкам, он уже учился в Таможенной академии, причём из его соседей по общаге и преподавателей вообще никто не был в курсе, чем он занимается, — и при этом он умудрился как-то сняться заросшим, я даже не знаю, как ему это разрешили. Любой другой бы на его месте рассказал, что снимается в сериале, а он... Не знаю, может, с начальником академии договорился... Актрису на роль Марины мы нашли на Арбате. Это прекрасная поэтесса Дарья Склярова, выпустившая в свет уже несколько книжек. Очень лёгкая, необычная девушка. А то, что она зарабатывает на жизнь стихами, вообще уникально! Да и самый звёздный наш актёр Андрей Крыжний во время съёмок пилота ещё не был известен миру как Банан из «Физрука». Наоборот, на роль Банана его пригласили уже после того, как заметили в нашем пилоте.
— Можете как-нибудь охарактеризовать всех героев в целом?
— У зрителя, возможно, возникнет вначале ощущение, что герои решают надуманные проблемы и сами они пустые, бессмысленные, где-то даже жестокие. И вообще, возникает сомнение, что молодёжь имеет хоть какие-то мозги. Но при всём при этом они умеют любить, дружить, страдать и могут быть очень трогательными. А пока они такие, какие есть, слишком молодые. Они ещё не готовы менять мир, чего-то добиваться, ставить перед собой сверхзадачи, они просто живут, легко и незамысловато.
— Да, и при этом не скажешь, что съёмки проходили в одной и той же локации. Мы снимали и на разных квартирах, и на улице, на фоне небоскрёбов «Москва-Сити». Как-то всё грамотно распланировали, собрались и сделали. Оператора, который держал камеру на изириге по 18 часов в сутки, мы прозвали Терминатор. Я не знаю, кто это выдержит. Он даже в фитнес перестал ходить, потому что превратился в реального Терминатора.
— Ну и, наконец, как вы думаете, а может быть, даже знаете — легко ли быть молодым?
— Чтобы говорить с молодыми людьми на одном языке, мне и самому приходилось снижать свой возраст до 16–17 лет. У меня сыну как раз столько. Я проводил мониторинг на нём и понял, что он будет воспринимать то, что происходит в сериале. Грубо говоря, я считаю, что молодым быть легко, потому что в какой-то момент мне стало казаться, что мне тоже 17 лет. Попадая в компанию своих ровесников, я ощущал себя маленьким мальчиком, я мыслил и общался, как подростки. Поэтому я точно знаю, что всё это легко.