Новая картина Никиты Михалкова «Солнечный удар» спустя полтора месяца после российской премьеры триумфально вошла в Топ-5 лучших телепремьер отечественных кинофильмов. Показ на телевидении не помешал прокату ленты в кинотеатрах — сеансы по-прежнему продолжают собирать зрительские залы, и прокатные компании не спешат расставаться с фильмом, оказавшимся настолько интересным аудитории.
Список из десяти самых рейтинговых фильмов российского телевидения восьми последних лет составил на днях журнал «Эксперт», взяв за основу данные маркетинговой компании TNS. Начинается телетоп с вышедшего на экраны в 2004 году «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова — одного из первых отечественных фильмов, снятых по голливудским канонам и привлёкших к себе большое внимание зрителей. «Солнечный удар», который телеаудитория увидела в День народного единства, 4 ноября 2014 года, уверенно занял в нём четвёртую строчку.
Первая пятёрка рейтинга телепремьер выглядит следующим образом: на первом месте разместился сиквел классического фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы. Продолжение», снятый Тимуром Бекмамбетовым. Он собрал беспрецедентные 36,1 % телезрителей, общая численность которых достигла почти восьми с половиной миллионов человек. Вторая строчка — «Легенда № 17», биографический очерк о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове — с 23,2 % телеаудитории и 5,4 млн зрителей. Третье место досталось насыщенному спецэффектами фантастическому «Дневному дозору» — 21,3 % и 3,6 млн человек.
Эксперты кинематографической отрасли видят причины популярности «Солнечного удара» в широком общественном обсуждении, сопровождающем эту ленту с самой премьеры. Лёгшая в основу сюжета фильма трагедия царской России, нашедшей свой конец в огне революции и Гражданской войны, обрела неожиданные современные параллели в виде кровавых событий, разворачивающихся на Украине. И конечно, российские зрители не могли остаться равнодушными к такому совпадению.
Не стоит сбрасывать со счетов и то мастерство, с которым Никита Михалков традиционно снимает свои произведения. Работа режиссёра, актёров, операторов, костюмеров сплетается в цельное повествование, заставляющее зрителей искать ответы на заданные «Солнечным ударом» вопросы. Неслучайно многие зрители говорили, что они обязательно будут пересматривать этот фильм — и это заслуга самого маэстро и, конечно же, русского писателя первой половины XX века Ивана Бунина, по произведениям которого и снята лента.
Даже спустя две недели после телепоказа зрители продолжают идти на «Солнечный удар» в кино. «Интерес к ленте по-прежнему высок и подогревается бурной общественной дискуссией. Посмотреть фильм стремятся не только поклонники режиссёра, но и все, кто хочет быть в контексте актуальной культурной жизни», — отмечает генеральный директор компании «КиноЭкспертиза» Олег Иванов. По его словам, среди отечественной кинопродукции успешными можно считать те фильмы, которые нашли отклик у зрителей, вызвали положительную реакцию «сарафанного радио», заставили говорить о себе. Причём, даже если фильмы вызывают противоречивые и иногда диаметрально противоположные оценки, это свидетельствует только в их пользу.
Кинодраматург Виктор Мережко видит в «Солнечном ударе» пример того, как талантливая работа с материалом делает невозможное возможным. «В результате умное и тонкое становится доступным не только знатокам и ценителям, считывающим на раз аллюзии и цитаты, но и всем внимательным, неравнодушным зрителям», — поделился он своим ощущением от просмотра нового фильма Михалкова.
Как и надеялись поклонники творчества Никиты Сергеевича, «Солнечный удар» оказался фильмом успешным, интересным и остросовременным, хотя сам режиссёр уже говорил, что собирался снимать его несколько десятилетий и все совпадения с текущими политическими процессами являются случайными. Фильм всё ещё идёт в прокате, и пока к нему есть интерес зрителей, кинотеатры не собираются отказываться от показов. А в 2015 году на экраны выйдет его пятисерийная телеверсия.