1611
Знаковые картины Ильи Репина
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка Ильи Репина. Ретроспектива его произведений представлена 170 живописными полотнами и 130 рисунками из 26 музеев России и мира. Кроме того, здесь собраны картины из ряда частных собраний. Выставка будет работать с 16 марта по 18 августа 2019 года.
Репина называют одной из ключевых фигур русского реализма. Расцвет его творчества пришелся на 1880-е годы. Он создал целую галерею портретов своих современников, работал как исторический художник и был настоящим мастером бытовых сцен. В своих произведениях ему блестяще удавалось отражать проблемы современности и затрагивать злободневные темы. АиФ.ru знакомит читателей со знаковыми работами художника.


























«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему.
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882).
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги».
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика.
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря.
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст.
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему.
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882).
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги».
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика.
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря.
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст.
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему.
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882).
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги».
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика.
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря.
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст.
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему.
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882).
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги».
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика.
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря.
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст.
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.