1 июня 1844 года в Петербурге родился выдающийся художник Василий Поленов. Благодаря родителям он получил прекрасное образование, в качестве пенсионера Академии художеств много путешествовал по Европе вместе с Ильей Репиным, побывал на русско-турецкой войне в качестве придворного художника в ставке цесаревича Александра. После возвращения в Москву Поленов начал преподавать в училище живописи, где его учениками были Исаак Левитан и Константин Коровин. Художник очень любил природу, поэтому, как только представилась возможность, приобрел небольшое имение в селе Бёхово Тульской губернии. Там он много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. 18 июля 1927 года Василий Дмитриевич ушел из жизни и был похоронен на сельском кладбище на крутом берегу Оки, где так часто любил рисовать свои этюды. Ко дню рождения живописца АиФ.ru подготовил подборку его знаковых работ.
«Московский дворик» (1878). В июне 1877 года Василий Поленов, переехавший из Петербурга в Москву, стал снимать квартиру недалеко от Арбата близ храма Спаса Преображения на углу Дурновского переулка. Этюд к картине он написал, глядя из своего окна. Художник так описывал историю его создания: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Позже Поленов переписал его заново на холсте – расширил вид и добавил людей на полотно.
«Бабушкин сад» (1878). На этой картине изображен тот же усадебный дом, окруженный садом, что и в «Московском дворике». Глядя на картину, зритель может получить наглядное представление о том, как выглядел центр города в то время. После пожара 1812 года Москва застраивалась подобными дворянскими особняками в стиле классицизма.
«Заросший пруд» (1879). Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом. Особенность картины состоит в том, что большая ее часть, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зеленого цвета, что, по мнению искусствоведов, отражает высокое мастерство Поленова-колориста.
«Цезарская забава» (1879).
«Христос и грешница» (1888). Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Картина была задумана художником в конце 1860-х годов под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Первые эскизы и этюды к будущей картине были созданы в 1870-х годах. Во время работы над картиной Поленов путешествовал по Ближнему Востоку и Италии.
«Среди учителей» (1896). Работать над картиной Поленов начал в 1895 году, находясь в Риме. Это была первая, по выражению самого художника, «тематическая» картина цикла из жизни Христа, который художник создавал на протяжении тринадцати лет. В пояснительной рукописи к картине он подробно характеризует каждого персонажа, размышляя о том, что мог воспринять от этих ветхозаветных мудрецов отрок Иисус.
«Исполнялся премудрости» (1896-1909). Эта картина также входит в серию работ о жизни Христа. Принято считать, что в этой работе Поленов иллюстрирует слова Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём». В создании картины Поленов использовал свои знания о повседневной жизни простых жителей современной ему Палестины, которую он посетил на Ближнем Востоке.
«Ранний снег» (1890). Эскиз пейзажа был написан Поленовым в деревне Бёхово на Оке, незадолго до его переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово». По словам художника, он увидел как «снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая „золотая“ осень».
«Золотая осень» (1893). Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил природу. Эта картина была написана через три года после переезда в усадьбу «Борок». На ней изображен вид на Оку в сентябре.
«Портрет работы Ильи Репина» (1877). Художники были близкими друзьями и соратниками. Поленов изобразил Репина в момент творческой паузы, когда тот закончил работу над очередной картиной.
«Московский дворик» (1878). В июне 1877 года Василий Поленов, переехавший из Петербурга в Москву, стал снимать квартиру недалеко от Арбата близ храма Спаса Преображения на углу Дурновского переулка. Этюд к картине он написал, глядя из своего окна. Художник так описывал историю его создания: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Позже Поленов переписал его заново на холсте – расширил вид и добавил людей на полотно.
«Бабушкин сад» (1878). На этой картине изображен тот же усадебный дом, окруженный садом, что и в «Московском дворике». Глядя на картину, зритель может получить наглядное представление о том, как выглядел центр города в то время. После пожара 1812 года Москва застраивалась подобными дворянскими особняками в стиле классицизма.
«Заросший пруд» (1879). Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом. Особенность картины состоит в том, что большая ее часть, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зеленого цвета, что, по мнению искусствоведов, отражает высокое мастерство Поленова-колориста.
«Цезарская забава» (1879).
«Христос и грешница» (1888). Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Картина была задумана художником в конце 1860-х годов под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Первые эскизы и этюды к будущей картине были созданы в 1870-х годах. Во время работы над картиной Поленов путешествовал по Ближнему Востоку и Италии.
«Среди учителей» (1896). Работать над картиной Поленов начал в 1895 году, находясь в Риме. Это была первая, по выражению самого художника, «тематическая» картина цикла из жизни Христа, который художник создавал на протяжении тринадцати лет. В пояснительной рукописи к картине он подробно характеризует каждого персонажа, размышляя о том, что мог воспринять от этих ветхозаветных мудрецов отрок Иисус.
«Исполнялся премудрости» (1896-1909). Эта картина также входит в серию работ о жизни Христа. Принято считать, что в этой работе Поленов иллюстрирует слова Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём». В создании картины Поленов использовал свои знания о повседневной жизни простых жителей современной ему Палестины, которую он посетил на Ближнем Востоке.
«Ранний снег» (1890). Эскиз пейзажа был написан Поленовым в деревне Бёхово на Оке, незадолго до его переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово». По словам художника, он увидел как «снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая „золотая“ осень».
«Золотая осень» (1893). Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил природу. Эта картина была написана через три года после переезда в усадьбу «Борок». На ней изображен вид на Оку в сентябре.
«Портрет работы Ильи Репина» (1877). Художники были близкими друзьями и соратниками. Поленов изобразил Репина в момент творческой паузы, когда тот закончил работу над очередной картиной.
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|