О том, чем сегодня актуальна эта историческая постановка, «АиФ» рассказали её создатели - народный артист России Андрис Лиепа и художественный руководитель Театра имени Н. Сац Георгий Исаакян.
Актуальная сатира
«АиФ»: - Почему вы выбрали именно эту постановку Римского-Корсакова?
Андрис Лиепа: - Я уже лет 20 мечтал именно о ней. В 1992 году, когда я начал заниматься восстановлением «Русских сезонов» Дягилева, прочитал в мемуарах постановщика Фокина о том, как это было замечательно, что в 1914 году на сцене появилась опера-балет «Золотой петушок». Правда, с тех пор опера-балет «Золотой петушок» никем больше уже не ставилась. Мне в прошлом году исполнилось 50 лет, и вот за свои 50 лет, работая в крупнейших мировых театрах, я сам ни разу не видел оперы-балета.
«АиФ»: - У этой постановки большая история: при жизни Римского-Корсакова цензура категорически отказывалась выпускать её на сцену…
Георгий Исаакян: - Появление сказки «Золотой петушок» ещё при жизни Александра Пушкина вызвало негативную реакцию царской цензуры, поскольку это сатира на режим, на самодержавие. Соответственно, когда Римский-Корсаков по этому произведению написал свою сатирическую оперу, её постигла та же участь. Достаточно долгое время шла борьба, в итоге опера вышла в сокращённом варианте. Даже сегодня текст Пушкина настолько бьёт в десятку каждой своей фразой, что ничего особо подчёркивать не надо.
А. Л.: - Когда Римский-Корсаков писал «Золотого петушка», он создавал совершенно взрослое произведение. Это был вариант саркастической оперы на тему того, что такое по сути царское правление. Но время идёт, царя больше нет, а все проблемы в государстве действительно остались. Думаю, что в нашем варианте «Золотого петушка» дети увидят сказку, а взрослые поймут, что всё, что происходит на сцене, имеет отношение к нашей действительности и к ним самим.
Оммаж Дягилеву
«АиФ»: - Дягилев в 1914 году представлял «Золотого петушка» в Париже, вы собираетесь туда же, то есть вы следуете по его стопам?
Г. И.: - Дягилев и его соратники тогда сильно опередили своё время. Он всегда выбирал для своего нового сезона какое-то неизвестное Западу русское произведение. Собирал творцов - художников, композиторов, хореографов. С «Золотым петушком» произошла такая же история. Михаил Фокин создал прекрасную хореографию, а авангардная художница того времени Наталья Гончарова - великолепные декорации и костюмы в стиле русского лубка.
А. Л.: - Могу сказать, что Дягилев был революционер, а я реставратор. Я не делаю ничего того, что делал Дягилев. Он собирал новые силы и просил удивить его. Если его не удивляли, он был очень недоволен. А я прошу собрать все материалы, которые существуют по «Русским сезонам», а затем по крупицам их восстанавливаю.
«АиФ»: - Сегодня создатели масштабных действ не скрывают их стоимости - напротив, модно говорить, что постановка обошлась очень дорого. Что в этом плане можно сказать о «Золотом петушке»?
Г. И.: - Вообще оперно-балетное искусство редко бывает дешёвым. Это же и костюмы, и километры живописи. Во время действия «Золотого петушка» у нас трижды полностью сменяются декорации.
А. Л.: - Я добавлю, что эти декорации Натальи Гончаровой представляют огромнейшую культурную и историческую ценность. Недавно на всемирно известном аукционе её картину продали за несколько миллионов долларов. Популярность этого художника сегодня неоспорима. Поэтому декорации уникальны, они - настоящее произведение искусства, которое достойно выставляться в лучших музеях.