В конце декабря 2012 года жюри Международной премии Станиславского (а это одна из самых престижных мировых театральных наград) единогласно присудило её Сергею Юрскому. Этот блистательный актёр награждён «За выдающийся вклад в развитие российского театра».«АиФ» встретился с лауреатом, чтобы узнать, каким нужно быть человеком, чтобы добиться общественного признания.
Вечный переходный период
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Сергей Юрьевич, вы называете себя человеком ХХ века и лишь гостем века ХХI. Сейчас по-прежнему не спадает острота спора: что лучше — Советский Союз, когда не было свободы, но все более-менее сыты, или сегодняшняя система — свобода есть, но голодные люди на улицах...
Сергей Юрский: А тогда не было?! Неправда, что в советское время все ходили с набитыми животами. Голодные люди есть всегда и везде. Социализм? Это была другая жизнь. Хотел бы я вернуться туда, в прошлое? Совершенно пустой разговор! Социализм кончился. Был бы у нас капитализм, можно было бы его обсуждать. Но он ещё не начался. Как и социализм тогда тоже не начался. Поэтому мы постоянно живём в переходный период.
Когда мне жилось более комфортно, спрашиваете? Комфорт — самое вредное, что может быть для человека искусства. «Комфортно» — это значит, ты занимаешься не искусством, а, скажем, торговлей. Например, торговлей собой. В буквальном смысле слова. Сегодня обёртка, упаковка важны. Как обернуть, чтобы продать подороже, а сил и средств затратить поменьше? Искусство к этому отношения не имеет. Искусство — поиск того, что называется истиной на данный момент. Но сейчас торговые отношения пришли и в искусство. Теперь надо непрерывно набивать зал. Причём набивать сразу и всё время. Лучше, чтобы был бесконечный сериал. Это то, что называется словом «комфортно».
— В своём послании Федеральному собранию президент сказал, что коррупция уничтожает потенциал национального развития. У государства украдены миллиарды. При этом у фигурантки громкого дела Васильевой хватает наглости заявить, что она недовольна: лишили кухарки!
— Я скажу на это, что мы живём с ними совсем в разных мирах. И одни даже представления не имеют о других! А называемся мы одной страной, одним народом и говорим, что ищем общую идею. Выход, спрашиваете? Должны появиться люди, группы людей, которые поймут, что у нас один народ, одна Россия, которые поверят в это и попробуют сделать так, чтобы люди друг друга разглядели.
Страшные вещи порой показывает телевидение: нищие семьи, живущие в абсолютно нечеловеческих условиях. И ещё идут обсуждения — надо ли им помогать или не надо? Надо прибавить 15% к зарплате учителю или не надо? Люди живут в состоянии постоянного унижения. И материнский капитал — это обман: «Не тратьте эти деньги на это, не тратьте на то». Вы хотите помочь — ну дайте эти деньги уже, и всё! В моей семье есть второй ребёнок. Мы можем прожить и без этого материнского капитала, потому что все трудящиеся люди. Но оскорбительно, что капитал вроде бы есть, но до него не добраться.
— Не добраться детям из бедных семей и до хорошего образования. При этом Министерство образования намерено закрыть многие гуманитарные вузы. Мол, дают низкий уровень подготовки...
— Пока существуют договорённости, семейственная поддержка, дружеские связи — всё то, что развилось сегодня в совершенно немыслимых масштабах, я убеждён, ничего не изменится. Закрыты будут не те вузы, которые «заплошели», а те, которые не нашли поддержки. Образование — главная дыра в нашей нынешней системе. Тут надо не заплату ставить, а заново шить весь кафтан! То, что сейчас происходит в этой сфере, страшно. «Любые дипломы в любое время»... Это отражает нынешнюю ситуацию — коррупция, дичайшее взяточничество в области преподавания, в сфере профессионального, профессорского, учительского корпусов. Катастрофа порождена, с одной стороны, нищенскими зарплатами. С другой стороны, когда человек имеет возможность преподавать там-сям, числиться в десяти местах и заниматься откровенной халтурой, он тоже участвует в процессе разложения общества. Нынешней государственной идеей наряду с другими должно стать образование. Сейчас ведь всё подменилось. Происходит уничтожение лучшего путём победы более ловкого. Вот где страшное торжество денег!
— Сергей Юрьевич, люди знают вас как человека прямолинейного, независимого. Вы не боитесь говорить правду. Это не мешает в жизни?
— Но другие на эти же вопросы отвечали бы крайне осторожно.
— Бояться? Чего? Что посадят в тюрьму?
— Бояться каких-то последствий.
— Вот это и есть победа денег! «А вдруг кому-то из моих работодателей эти слова покажутся лишними?» Или для нашего цеха частый разговор, который вводит меня в бешенство: «Раз откажешься, два откажешься — на третий раз не позовут». И потому иногда брови поднимаются: как этот человек, а ты его знаешь давно, в это дело влез? Если случайно — ладно, если по идеологии — значит, ты его плохо знал. Если работать по принципу «раз откажешься, два откажешься», то наша творческая профессия попадает в состояние рабовладельческого общества. Одни хотят побольше рабов, чтобы платить меньше, а другие хотят застраховаться на всю оставшуюся жизнь сериальностью своего существования.
Кровообмен сцены и зала
— Сергей Юрьевич, вы 55 лет на сцене. Для вас театр — это...
— ...кровообмен сцены и зала. То, что создаётся в спектакле во время действия.
Я видел не так давно «Лето одного года» моего родного питерского БДТ на гастролях в Москве. Увидел моего старинного друга Олега Басилашвили, подругу Алису Фрейндлих. Вот это был театр в моём понимании! Но это абсолютная редкость, в том числе и в БДТ. Действие абсолютно завораживает. Я живу только таким театром, занимаюсь только таким театром, и ценен только такой театр. Могу ещё привести пример — московский РАМТ.
— Вы оказались на удивление доброжелательным судьёй в телепрограмме «Минута славы». Многие участники сказали, что после вашего напутствия у них словно крылья выросли. А в вашу жизнь это шоу привнесло что-то новое?
— Я был приглашён как эксперт по цирку. Увидел совершенно замечательные, небывалые номера, а потом встретил молодого человека с фамилией, знакомой мне с детства, — Папазов. Папазовы — люди, с которыми я жил вместе в цирке в военные и послевоенные годы. И дедушка этого артиста был моим самым близким другом детства... И он тоже появился на этой «Минуте славы». После многих лет мы обнялись. А выступал его внук, Максим Папазов, блистательный продолжатель династии. Он приехал с гастролей в Лас-Вегасе. В свои молодые годы достиг признанного высочайшего профессионализма. Встречи с такими людьми, конечно, поднимают настроение. Русский народ очень талантливый.