Мудрость жизни
«AиФ»: – Владимир Алексеевич, недавно прошли вступительные экзамены в театральные вузы. Вы набрали новый курс в ГИТИСе. Ваши выпуски всегда отличались блеском в общем театральном потоке. Удалось ли вам в этом году выцепить из этого потока абитуриентов будущих золотых рыбок?
В.А.: – Должен сказать, что я еще не могу расстаться с теми, кто выпущен в этом году. Те, кто уже получил диплом и кто удачно, к нашей радости, устроился (репетирует, снимается, подписал контракт). Они – свои, к ним так привыкаешь. Особенно к тем, кому ты понадобился не просто как педагог актерского мастерства, но как собеседник и советчик.
«AиФ»: – Вы более сорока лет преподаете?
В.А.: – Даже больше. В педагогику меня привел один из моих главных учителей – Андрей Александрович Гончаров. Было это в конце шестидесятых. Мы с Андреем Александровичем всегда были связаны, и, позвольте мне сказать, я ходил у него в любимых учениках. При принятии мной каких-то важных решений в жизни он был не просто советником или советчиком, он был человеком, который определял мои поступки. Я уже много лет руковожу кафедрой актерского мастерства.
«AиФ»: – При этом у вас самого – богатая кинобиография…
В.А.: – Да, мне повезло, я снимался в прекрасных фильмах с потрясающими партнерами, до сих пор они живут на экране. Жизнь подарила мне встречи с Николаем Крючковым, Борисом Андреевым, Георгием Юматовым, Марком Бернесом, Зоей Федоровой, Сергеем Мартинсоном…
«AиФ»: – Не сомневаюсь, что вами гордится и родня, и ученики. А что для вас самого дороже всего? Какая награда?
В.А.: – Иногда меня упрекают, что я недооцениваю сам себя, но заботы у меня другие. Утром просыпаешься и благодаришь Бога, что проснулся и тебе хочется заниматься делом, творить, о чем-то мечтать. Этим живешь, а не тем, как тебя величают. Я, правда, иногда удивляюсь, что никогда не ходил, не стучался в кабинеты, а ордена и награды получал.
Иногда эта скромность мешала мне в жизни. Я не хочу себя возносить и никогда этим не занимался. Моя бабушка Елизавета Иосифовна, старых традиций женщина, была очень читающей и верующей. Она прятала иконы в шкафу, молилась и закрывала шкаф, ее сын (мой дядя) не разрешал вешать их в комнате.
Бабушка мне перед смертью говорила: «Нашел – молчи, потерял – молчи, вот и будешь человеком…» Я не согласился с ней поначалу. Чтоб я нашел чужую денежку и спрятал ее? Потерял – и снова молчать? А потом понял: нашел что-то, открыл что-то, радость обрел – не ори, не кричи. Мы ведь не только находим, но и теряем. И тогда не рыдай, не тревожь людей. У них тоже есть заботы, потери и печали. И я понял, как мудра была моя бабушка.
По законам гармонии
«AиФ»: – Актерские семьи редко бывают долговечными, а вы много лет живете в браке с Наталией Селезневой, вырастили хорошего сына. Может, поделитесь секретами семейного счастья?
В.А.: – Мы с Наталией Игоревной живем очень долго, и по-разному. Мы ссоримся, но не конфликтуем. Я уважаю ее за стойкость, верность своим близким, за ее умение с самоотдачей бороться за здоровье, благополучие, честь не только родных, но и друзей.
Не бывает, чтобы вся жизнь была ровной и гладкой, но почему-то присутствует чувство, что нам друг без друга будет плохо…
«AиФ»: – Кем вы хотите видеть внуков?
В.А.: – Счастливыми людьми! Моя старшая внучка танцует в ансамбле Моисеева. Другой внук, которому в этом году исполнится семнадцать лет, увлекается современной музыкой, сочиняет рэп, и недавно он на каком-то фестивале завоевал первую премию. Хочется сказать, что его рэп – с содержанием, мне было приятно не только его послушать, но и почитать в Интернете…
«AиФ»: – Вы владеете компьютером?
В.А.: – Да нет, конечно, мне сын и внук помогают. Еще у меня есть внучка Лиза. Ей два с половиной года, она всегда ждет, когда я появлюсь, и зовет меня Вовой. Это так здорово!
А недавно появился и внук Николай, которому скоро будет десять месяцев. Меня удивляет, как он меняется. У него такой осмысленный взгляд, что я пугаюсь. Он уже задает вопросы и самому себе, и нам.
«AиФ»: – Вы, кажется, коренной москвич…
В.А.: – Родился я в районе трех вокзалов. Тогда это был довольно-таки криминальный район.
«AиФ»: – Читала, что вы страстный любитель растений, из разных стран привозили зернышки, веточки, чтобы посадить их на дачном участке?
В.А.: – Да! Как-то в Уфе мне подарили маленький кустик граната. Он растет и дает по несколько гранатов в год. В свое время я привез из Пальмиры зерно финика, из Израиля – веточку фикуса. Владимир Этуш надо мной тогда смеялся, но дерево выросло.
«AиФ»: – А домашние животные у вас есть?
В.А.: – Всегда были. Сейчас живет йоркширский терьер. Ему шесть лет. Его зовут Лорд Чемберлен, это – клубное имя. Когда идем с прогулки, я ему говорю: «Пойдем, газету купим…»,– и он сразу меняет направление в сторону киоска.
«AиФ»: – А что еще доставляет вам в жизни удовольствие?
В.А.: – Люблю читать по вечерам древнюю историю, о Древнем Риме, Древней Греции. И… беседовать. Был такой философ семнадцатого века Монтень, у него есть высказывание: «Я люблю дискутировать и спорить, но не со всеми и в узком кругу…». И мне доставляет удовольствие рассуждать обо всем и ни о чем с дорогими мне людьми. Только не о политике.