Примерное время чтения: 5 минут
2471

«Голубая» эротика и голый Христос. 5 фактов о Караваджо, чтобы поддержать беседу

Славился буйным нравом

Современники говорили о Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 — 1610) как о человеке невоспитанном. Например, итальянский кардинал Федерико Борромео не скупился на нелестные эпитеты, называя художника неотесанным грубияном, вечно облаченным в рубище и обитающим где придется. «Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком», — делилось Его Высокопреосвященство.

Талант живописца не признавал известный художник Федерико Цуккаро, несмотря на то, что сам бунтарь-Караваджо оценивал Цуккаро как одного из немногих стоящих мастеров. Цуккаро не позволил живописцу стать членом объединения художников под названием Академия Святого Луки. По мнению Цуккаро, внимание к Караваджо, которое к 1595 году уже начали проявлять сведущие в живописи современники, было во многом привлечено экстравагантным характером художника, а не его талантом. Под экстравагантностью Цуккаро понимал пристрастие Караваджо к азартным играм, умение накапливать долги и чрезмерную вспыльчивость, сопровождавшуюся постоянными визитами в полицейский участок.

В одной из случайных дуэлей, причиной которой стала игра в мяч, Караваджо убил художника и был вынужден, скрываясь от полиции, уехать из Рима и поселиться на Мальте. За голову Караваджо была назначена награда. Однако страх не достаточно обуял живописца: в следующей дуэли, случившейся всего через два года, он ранил знатного рыцаря и угодил в тюрьму. Совершив побег, живописец узнал, что рыцарь подослал к нему убийц: Караваджо начал повсюду ходить с кинжалом, а ночью держал его под подушкой. Но холодное оружие, как известно, не панацея от дурных привычек: через некоторое время художник отправился в питейное заведение, где и был застигнут преступниками – Караваджо изуродовали лицо, и даже когда раны затянулись, узнать художника было невозможно из-за количества шрамов. Буйная голова Караваджо склонилась на 37-м году жизни художника при невыясненных обстоятельствах.

Начинал с «голубой» эротики

Караваджо стал известен как автор изысканных эротических картин. Однако частным коллекционерам полюбились изображения не аппетитных женских форм, а привлекательных мальчиков с женоподобными чертами лица. Юноши изображались с музыкальными инструментами (музыка традиционно считалась спутницей любви) или фруктами (символ сексуальной вседозволенности) в руках. Главный покровитель Караваджо кардинал Франческо дель Монте был известен своими гомосексуальными наклонностями. По свидетельству современников, на пирах кардинала никогда не было женщин, зато присутствовало множество мальчиков, одетых в женское платье. Именно таким изображен молодой человек на полотне «Юноша с лютней», ок. 1595 года, написанном по заказу кардинала. На картине перед мальчиком лежат ноты мадригала, начинающегося словами: «Ты знаешь, что я люблю тебя». По некоторым свидетельствам, сам Караваджо считал эту картину своей лучшей работой. Картина находится в питерском Эрмитаже.

Изображал слишком голого Христа

Несмотря на то, что во времена Караваждо реализм явно был не в моде, художника это не останавливало. Он писал святых так, как если бы они были реальными людьми.

Ему нравился нарочитый натурализм изображенных сцен, однако не все заказчики разделяли столь смелые взгляды художника.

В 1602 — 1606 годах художник написал пять алтарных образов для римских церквей, но работы показались священнослужителям чрезмерно раскованными. Представители церкви посчитали, что обнаженный спереди Христос — слишком смелое решение, из-за этого два из пяти полотен так и не появились в церквях, а третье провисело на отведенном ему месте всего два дня.

На картине «Мадонна Лорето» (известной и как «Мадонна пилигримов»), ок. 1604, настоящий фурор произвели мужчина с грязными ногами и женщина в неопрятном чепце: считалось, что такие образы оскорбляют столько возвышенное полотно.

Вернул вещам 2D

В эпоху Возрождения считалось, что тени портят изображение, а потому художникам предписывалось избегать яркого освещения или же изображать предметы без теней. По мнению великого Леонардо да Винчи, тень нарушала гармонию изображения. Однако Караваджо не побоялся пойти наперекор титанам живописи и стал играть со светом и тенью. Так, картина «Ужин в Эммаусе» стала поворотным колесом в «теневой» истории живописи, когда тень появилась на скатерти под поднятой рукой Христа. После Караваджо тень плотно обосновалась в арсенале художников.

Вдохновил всех!

Многие европейские художники прошли через увлечение творчеством Караваджо, но среди основных последователей живописца называют троих: Рубенса, Рембрандта, Веласкеса. Рубенс прославился «пышнотелыми полотнами» на мифологические и религиозные темы. Рембрандт, он же великий мастер светотени, по мнению некоторых исследователей, навязал нам современный образ Христа, многократно запечатлев на своих полотнах неизвестного еврейского мужчину. А придворный живописец Веласкес написал огромное количество портретов, поражавших своей правдивостью.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах