Как подсчитало агентство Vizeum, 66% времени на 16 основных российских телеканалах отдано под всевозможные развлекательные программы — сериалы, ток-шоу, игры.
Спорту выделили 4% эфира, меньше достаётся только политическим и познавательным программам. Почему россиян вдруг обуяла жажда развлечений? В проблеме пытается разобраться социолог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
Вечный праздник
— Из 500 занятий в жизни российских людей просмотр телевизора находится на первом месте. На это они тратят времени больше, чем на труд, общение в семье и заботу о здоровье, вместе взятые.
Но почему столь остра сегодня эта потребность в развлечениях? Зрителю развлечение даёт некое состояние праздника, ощущение того, что за окном всё не так уж и плохо. Для власти это возможность сделать так, чтобы у человека не хватало времени переживать и обсуждать жизненные драмы. Приведу пример. Самые влиятельные персоны нынче — Иван Ургант и Сергей Светлаков. Их юмористические программы выполняют ту функцию, которую в СССР выполняла 16-я полоса «Литературной газеты» — с её остросатирическими выпадами против советской действительности. Но всё более или менее острое сегодня вызывает пристальное внимание не только зрителей, но и политической власти — ей очень важно, чтобы ничего серьёзного эти парни в своих передачах не обсуждали. Чтобы всё сводилось к подколкам. На мой взгляд, «Прожекторперисхилтон» и подобные ей программы — это большой свисток, через который можно выпускать смысловой пар. Говорили откровенно? Откровенно! Ярко? Да! Остро? Конечно! А что в итоге, что осталось в памяти? Да ничего! И вот эта гигантская пустышка, имитация критики всех устраивает.
Сейчас идёт много разговоров о грядущем переходе каналов на цифровое вещание. О том, что зритель наконец-то сможет выбирать ассортимент каналов на свой вкус. Но на «цифру» перейдут прежде всего федеральные каналы, именно они останутся в бесплатном доступе. А значит, на экране по-прежнему будут царить бесконечные сериалы, скандальные ток-шоуи т. д., а всё умное, острое, познавательное смогут посмотреть только те, кто захочет заплатить за это деньги.
Отстаём от Европы
Что же получается? С одной стороны, нам не устают рисовать светлое будущее с инновациями, модернизациями и т. п. А с другой — открывают все шлюзы перед этим потоком развлечений. Возникает вопрос: так чего же хочется больше? Понимают ли люди, сидящие наверху, что конкурентоспособными на мировом рынке могут быть только думающие, тревожащиеся, разбирающиеся в сути любого дела люди? А чтобы в стране таких было большинство, не «скандалы, интриги, расследования» надо поощрять, а познавательные передачи. Но вдруг они, неравнодушные, размышляющие, устроят дискуссии? Острые и нелицеприятные? Или по-настоящему задумаются о чём-нибудь важном?.. Знаете, я всегда исхожу из правила, которое тысячи лет назад выработали шахматисты в Китае: ходом является передвижение фигуры по доске, а не слова, которые его сопровождают. Слова-то могут быть чудесные. А вот действия… Когда ни в одном сериале художник, учёный или честный бизнесмен не являются героями, если бизнесмен и появляется в сюжете, так только для того, чтобы заказать партнёра, тогда становится понятно, что прекрасные слова мало пересекаются с реальностью.
Так что, пока российские каналы будут жить за счёт рекламы, ничего в телеэфире, а следовательно, и в головах не изменится. А ситуация эта далеко не так безобидна. Люди, «вскормленные» на развлекательных форматах, не способны надолго удерживать в голове серьёзную информацию, они очень терпимы к насилию, не отличают психологию нормального общества от психологии зоны. Мы получим людей, для которых понятие «хорошо устроился» важнее, чем «я умею хорошо делать то или могу придумать это» и т. д. Такое формирование сознания миллионов основным культурным институтом страны (а телевидение на сегодня им, безусловно, является) будет способствовать нашему отставанию не только от европейцев, прибалтов, но завтра и от некоторых наших соседей по СНГ. Процесс опустошения ведь, как известно, бесконечен.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.