Говорят, что в России самые красивые женщины. И что наряжаться они любят как никто другой. Но каждый раз во время проведения Каннского кинофестиваля у меня возникает вопрос: почему ни на ММКФ, ни на Золотой маске, ни на одном другом крупномасштабном российском мероприятии мы не видим таких прекрасных женских образов, как на французской красной дорожке?
Как будто наши звёзды стесняются вечерних платьев.
Исключения, конечно, случаются. И тем не менее, роскошных, пышных платьев со шлейфами, оборками, перьями, которые так хочется разглядывать со страниц журналов, на наших ковровых дорожках – нет.
Создаётся впечатление, что нашим красавицам как-то стыдно и неловко, что называется, «разодеться в пух и прах». А о том, чтобы при этом выглядеть естественно и уверенно в себе, и речи быть не может!
Странное дело. В России культура балов была более чем развитой. Светские дамы носили на себе прямо-таки произведения искусства. Замысловатые туалеты, созданные трудолюбивыми ручками французских модисток, сегодня мы встречаем на полотнах классических живописцев и на страницах романов, входящих в школьную программу.
Вспомнить хотя бы пушкинское «и тёмной рамою мужчин вкруг дам, как около картин». Описание платья нередко занимает в русской литературе несколько абзацев, а то и страницу. У современных писателей такого не встретишь: описывать им попросту нечего.
Скромные и невнятные околококтейльные платья или вычурные «дизайнерские» наряды если и вызывают какие-то эмоции, то уж точно не восторг. Что за стремление выглядеть на красной дорожке ненавязчиво и даже casual, словно «я совсем сюда не собиралась, а так, случайно заехала»? Скромно и со вкусом – сочетание, уместное для чего угодно, но только не для открытия крупного кинофестиваля. В этот момент публика ждёт роскоши, гламура, блеска, лоска. Это тот случай, когда звёзды бывают именно звёздами – прекрасными, недосягаемыми, сверкающими.
Возможно, желание и умение наряжаться в вечерние туалеты, у наших женщин выкорчевала советская эпоха, когда роскошь считалась не то что непозволительной, а зазорной. Ведь не только простые заводские труженицы нашивали себе ситцевые трусики из-за страшного и унизительного дефицита хорошей одежды – даже кинозвёзды ломали головы над тем, где им найти приличный наряд для поездки за границу, грандиозной для них удачи! Всеобщая уравниловка привела к тому, что советские женщины были одеты одинаково просто и скромно – как подобает положительному гражданину великой страны. Даже выдающиеся женщины не должны были слишком выдаваться! На работу – костюм, на танцы – платьице. А за бархат с бриллиантами, даже если ты оскароносная звезда мирового масштаба, можно было и на выселки попасть. Мы же все равны! И вот это стремление слиться с общей массой, не выделяться и не высовываться, видимо, до сих пор сидит в нашей генетической памяти.
Привела всеобщая уравниловка к тому, что до сих пор на голливудских звёзд мы смотрим как на инопланентых существ небесной красоты, в то время как наши актрисы уступают им только одним – умением преподносить себя как звезда и соответственно одеваться. Ведь поводов не так много: одно-два вечерних платья в год может позволить себе любая снимающаяся актриса.
К счастью, новое поколение красавиц и модниц начинает потихоньку растапливать этот неуклюжий постсоветский лёд.
Только, увы, большинство из них не актрисы и не певицы, а жёны-дочки-любовницы.
Не боится подобающим образом для определённых мероприятий одеваться Светлана Бондарчук. В модной тусовке она считается чуть ли не королевой вечерних туалетов: всегда со вкусом и действительно красиво. Регулярно радует шёлковыми платьями в пол и меховыми горжетками Рената Литвинова. С уважением относятся к зрителю Мария Миронова, молодая звезда Равшана Куркова. Надо отдать должное и Ксении Собчак, которая тоже понимает, что такое дресс-код full dress и чем он отличается от коктейльного.
Кстати, в Каннах в этом году было немало русских лиц – галеристка и молодая мама Даша Жукова, актриса Олеся Судзиловская, дизайнер Алёна Ахмадуллина и многие другие. Большинство из них стремилось выглядеть также неформально, как некоторые юные голливудские старлетки, пытающиеся поразить мир собственной оригинальностью (ведь должны же они хоть как-то обратить на себя внимание в свете блистательных кинодив). И ведь явно причиной тому была никак не невозможность приобрести наряд haute couture. Достойные каннского берега платья в пол демонстрировала только Светлана Меткина – актриса, известная в России как раз по таким ярким выходам на красные дорожки мирового масштаба. Слова «браво» заслуживают также Собчак и Ольга Сорокина, новоиспечённый модельер. Они уж точно не меркли на фоне западных знаменитостей.
Впереди ММКФ и Кинотавр. Хочется верить, что вдохновившись майскими платьями Умы Турман, Пенелопы Крус, Джейн Фонды, и наши актрисы, наконец, порадуют чем-то действительно торжественным. Русская красота этого достойна.