Хоть вернулись они уже не «полуфабрикантами», а состоявшимися звёздами, мэтры, сидящие в жюри, их не особенно жалуют. В чём причина?
В какой-то момент ТВ столкнулось с нехваткой тех самых звёзд, которые делают рейтинги. Из программы в программу, с телеканала на канал кочевал один и тот же приевшийся и примелькавшийся звёздный табор. И телевидение засучив рукава само занялось «фабричным» способом производства звёзд. Ибо на старые светила уже смотреть не было мочи, ТВ сильно их переиспользовало. Сами звёзды, монополизировав пьедесталы, сильно расслабились. Часть артистов деградировала, превратившись в «сбитых лётчиков». Другая стала настолько немощной в творческом плане, что уже не способна была на кардинальные перемены. Песни вроде бы звучали новые, но с невыветриваемым запахом нафталина. Будто вместе с ностальгией по «совку» вернулись мелодии, ритмы и даже аранжировки 80-х.
Мало кому из них удавалось дозировать себя, как это сделала Земфира. «Куда она пропала?» - недоумевают многие. Она, умница, в какой-то момент поняла, что её стало слишком много. И исчезла. Добровольно удалила себя из информационного пространства. Теперь её появление на ТВ или сольные выступления - явление, она действительно желанна в отличие от многих наших артистов, которым чувство меры неведомо. Но это так, к слову.
Сантименты и «комплименты»
На нынешней «Фабрике звёзд» все тенденции современной российской эстрады можно наблюдать в миниатюре. Например, оценивая исполнение Владом Соколовским песни Константина Меладзе «Как ты красива сегодня», Лев Лещенко заявил, что ему не хватило выразительности. «Должен быть сантимент, что-то такое, что возбуждало бы нас», - сказал мэтр, всю жизнь сам тщательно дозирующий эмоции и мало уже кого возбуждающий, кроме разве что сотрудников известной нефтяной компании, на корпоративах которой он частый гость. «А как бы вы спели строчку «Как ты красива сегодня»?» - спросила у Лещенко Яна Чурикова. Тот спел её, по моему мнению, самым невыразительным образом. У Ларисы Долиной (ещё одного члена жюри) тоже были свои претензии к молодёжи.
Певице, которую саму, пожалуй, чаще других обвиняют в холодности, не хватило чувственности в пении Натальи Подольской. А Ирина Дубцова, по мнению Долиной, оказалась слишком молода, чтобы исполнить песню «Я тебя отвоюю» (на стихи Марины Цветаевой). При этом, когда самой народной артистке представился случай продемонстрировать мастер-класс, она спела от лица любовницы женатого мужчины «Мосты». «Над Невой-рекой развели мосты, - спела она. - Снова мы с тобой, и сбылись мечты. А жене своей утром скажешь ты, что всему виной мосты». Не так давно главной песней Ларисы Долиной была та, что про погоду в доме, которая важней всего. Семейные ценности, похоже, для опытнейшей певицы отошли на второй план. Интересно, почему? Также в песне про «Мосты» есть строчка, где Лариса Александровна открыто признаётся всем нам, что хочет быть «девочкой сейчас». Не здесь ли, как подметил бы Фрейд, кроются истоки претензий к молодым певицам?
В общем, ветераны сцены, как мне показалось, стараются не учить, а «мочить» более молодых конкурентов, прикрываясь личиной добродетельных учителей. Потому что, видимо, боятся «фабрикантов», как ту молодую шпану (о которой пел БГ), что сотрёт их с лица земли. Продюсер Виктор Дробыш, не выдержав «наездов» на молодых артистов, встал на их защиту. И дерзко заявил, что мнение Ларисы Долиной ему абсолютно безразлично. «Не надо хамить», - урезонила певица продюсера (тоже относительно молодого). Неизвестно, чем был закончилось всё, если бы точку в этой междоусобице не поставил Игорь Крутой, в шутку заявивший, что Лариса Долина - советник президента по культуре. Сильнейший аргумент. Не профессиональные заслуги, а именно близость к власти решила исход этой ожесточённой дискуссии.
Близость к власти
Хотя, если говорить по большому счёту, близость артистов к власти не дала нашей культуре сколько бы то ни было значимых результатов. Зато помогла многим звёздам в решении насущных (читай - шкурных) вопросов. Например, получать гонорары в конверте чёрным налом и не платить положенные по закону налоги. Учитывая, в каком глубоком кризисе (не сказать более грубо) наша массовая культура, хочется поинтересоваться: что такого наговорили нашему президенту многочисленные «советчики» по культуре, если даже борьбу с «фанерой» они проиграли?
А создателям «Фабрики звёзд» хочется сказать искреннее спасибо за то, что они заставили шевелиться и чуть-чуть эволюционировать нашу законсервированную эстраду. Наша попса в массе своей, увы, настолько дремучая, что российские конкурсанты даже на «Новой волне» в Юрмале давно не побеждают. Таланты-то есть. Так в чём же дело? Где «золотые медали»? «Евровидение» не в счёт, там мы победили благодаря голосам, подаренным нам бывшими братскими республиками, ставшими независимыми после развала СССР. Может, толковых тренеров не хватает? Есть три-четыре таких продюсера. И Алла Пугачёва, которая всю жизнь, даже когда была на пике, помогала молодым. Именно она подала пример своим коллегам, вовремя уйдя на тренерскую работу. Уж кто-кто, а она имела больше всех оснований царить на эстраде пожизненно. И харизма, и репертуар, и заслуги ей это позволяют. Но вовремя осознала, что спела всё, что могла. Ничего адекватного масштабу её личности современные авторы предложить просто не могут. И решила двигать эстраду, давая путёвку в жизнь молодым, которых не боится, потому что знает истинную цену таланту.