Давайте для начала разберемся с Бабой Ягой. Наряду с Гагариным, Калашниковым, самоваром, спутником и перестройкой, это самый знаменитый российский бренд, который знают во всем в мире. А вот знаем ли мы её? Вопрос на засыпку – кто такая Баба Яга?
За здравие…
Мы гораздо лучше представляем её внешне. У всех в памяти иллюстрации из сказок жуткой кривозубой старухи с растрепанными волосами, летящей в ступе, и с помелом. Трудно забыть и несколько комедийный, но все равно очень страшный образ, созданный Георгием Милляром. Он просто монополизировал роль Яги, сыграв её в 4-х фильмах- сказках Александра Роу.
Но давайте откроем сказку «Баба-Яга», в знаменитом афанасьевском сборнике она приведена под номером 102. Жили-были старик со старухой и были у них две дочки, одна – старухина, другая – старикова. Как и положено, мачеха невзлюбила падчерицу, и заставила старика увезти её в лес. Отец привозит дочь к Бабе-Яге, и сначала вся эта история вроде пугает нас: избушка на курьих ножках, в ней устрашающая старуха, у которой «впереди голова, в одном углу нога, в другом – другая». Но мужик почему-то не пугаясь, кланяется и говорит: «Баба-Яга костяная нога! Я тебе дочку привез в услуженье». Древняя карга даже не пытается её сварить и съесть, а лишь говорит: «Ну, хорошо! Служи, служи мне, я тебя за это награжу». Девушка выполняет задания при помощи прикормленных мышек, и за умения и лояльность Яга щедро награждает её одеждами. Мачеха завидует и посылает к старухе дочку. Дальше вы наверно догадываетесь, что она себя проявила негативно, за что «яга изломала её, да косточки в короб и склала». Получается, что Баба Яга не столько страшная, сколько строгая, и по сказочным меркам, справедливая.
А теперь важная деталь. Точно такой же сюжет афанасьевской «Бабы-Яги» существует у многих знаменитейших сказок разных народов - русская «Морозко», немецкая «Госпожа Метелица», шведская «Лесная хозяйка»… Этот сюжет очень распространен почти во всем мире, и ученые-сказочники его обозначают как АТ480. Что это такое? Понять это лучше всего поможет анекдот про заседание общества любителей анекдотов.
Выступающий объявляет: «Господа, анекдот №42!». Присутствующие бурно реагируют искренним смехом. «Господа, - продолжает ведущий, - анекдот №362!». Реакция такая же. «Анекдот №480», - не унимается ведущий. Общество дружно отвечает: «Фу, какая пошлость».
Так и у сказочников – все сюжетные ходы у них записаны и пронумерованы. Для них без лишних слов ясно, что по общепринятой классификации Аарне-Томпсона АТ480 это сюжет «Мачеха и падчерица», в котором неродную дочь увозят в лес, заставляют прыгать в колодец или просто прогоняют, а Баба-Яга, Морозко, госпожа Метелица или ещё кто, испытывают и награждают её. А родная дочь мачехи испытание проваливает, и они её наказывают.
Что обозначает такое сходство сюжетов? Специалисты считают, что в этом сюжете «зашифрован» древний обряд перехода - посвящения юношей и девушек во взрослых. Для этого они проходили серьезные испытания на взрослость, происходящие по строгому ритуалу. И падчерица их прошла, а родная дочь мачехи – нет.
…или за упокой?
При таком подходе к сказке, а он сегодня считается общепринятым, Баба-Яга, Морозко или Метелица играют одну роль, и, по сути, являются одной фигурой. Возможно ли такое? Ведь кажется, что у них нет ничего общего. Но это только на первый взгляд. Метелица совсем не милашка - «у старухи зубы большие-пребольшие», точь-в-точь как у Яги. И это неслучайно: от неё, как и от славянской Яги, «попахивает» мертвечинкой. На родине в Германии Метелицу зовут «фрау Холле», и немцам её имя напоминает не только о зимних холодах, но и о таинственных пещерах, об аде - всё это относится к миру мёртвых. И живет она именно там - в подземном мире.
Но у доброго деда Мороза, в которого у нас превратили Морозко, уж точно нет ничего общего с Ягой. Оказывается, есть. От него ниточки тоже тянутся в потусторонний мир. Во-первых, зима в сознании древних людей ассоциируется со временем смерти. Это зафиксировано во многих мифах. Самый известный из них про Деметру, которая наслала зиму, чтобы земля перестала рожать хлеб, и начался голод. Такие мифы есть почти у всех народов мира, занимающихся сельским хозяйством, и они гораздо древнее сказок (собственно, сказки из них и выросли). А в наших широтах сильный мороз это не только голодная, но и холодная смерть. И Морозко такими методами убийства владеет в совершенстве. Не даром, одно из его мифологических имен – Карачун, сиречь, смерть.
Во-вторых, Морозко это ещё старик, дед (в некоторых сказках вместо него действует просто дед, а вместо Яги - старуха). А в наших мифах деды (у братьев славян это диды или дзяды) – это духи мертвых предков. Вот такое происхождение у нашего доброго Деда Мороза. Мало кто знает, что в дореволюционной России этот персонаж не дарил подарки на Новый год. Тогда было трудно представить этого сурового строгого деда, за спиной которого стояла смерть, лучшим другом детей. Добрым этот религиозный персонаж сделали в 1935 году, когда вместо религиозного Рождества праздновали уже светский Новый год, а иваны-не-помнящие-родства, уже забыли кто этот на самом деле.
А теперь вернемся к Бабе Яге, она происходит от духов покойников. Об этом и первое письменное упоминание о ней, сделанное в 1588 году английским путешественником Джильсом Флетчером, написавшем книгу «О государстве русском». Он встречал в пермском крае самоедов, которые среди прочих языческих богов поклонялись «золотой или яге-бабе». Её символом была деревянная кукла иттарма, одетая в ягу – национальную одежду мехом наружу. В куклу вселялись души мертвых и «жила» она в чамье – малюсенькой избушке на столбах (это сказочные курьи ножки), окруженной частоколом с черепами. Удивительно, в глубокой древности похожие обычаи были у славян и некоторых весьма далеких от нас народов. Похожие захоронения с избушками на ножках типа «курьих», в которых «жили» мертвецы, археологи находили в России. Очень похожие наземные «могилы» распространены у индейцев Северной Америки, и там тоже есть чудовища даже пострашнее Яги.
Туда и обратно
Так что избушка Бабы Яги и пещера г-жи Метелицы принадлежат миру мертвых, а вход в них – вход в этот мир. В этом ученые-сказочники единодушны. Весь этот подземный мир, мертвечина, прямо связаны с обрядами посвящения (инициациями). Они всегда строились по одному сценарию – испытуемый проникал в мир мертвых, как бы умирал, проходил испытания, возрождался в новом качестве и возвращался в мир живых. И очень важно, что древний человек ходил в такой мир туда и обратно несколько раз в жизни. Ведь таких инициаций было много: сначала подросток становился мужчиной, а девушка - женщиной, потом они проходили и различные степени посвящения в тайные общества, которых у древних было больше, чем у нас, так же строились обряды посвящения в шаманов и жрецов.
Украинский ученый В.Г. Балушок попытался реконструировать обряд инициации у древних славян, и в нем нашлось место Бабе Яге. Он считает, что её образ связан с древнеславянской языческой богиней Мокоши, которая определяла судьбу человека и была владычицей над миром мертвых. Балушок утверждает: «В большинстве «инициационных» сказок Яга (иногда ведьма) выступает одним из главных действующих лиц, проводящих инициацию…. Это позволяет интерпретировать сказочную Ягу (ведьму) и как жрицу Мокоши в обряде инициации. Но женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к жрецам-мужчинам, так же как и роль женской богини - к мужскому божеству».
Любая инициация была тяжелым испытанием, и кто его выдерживал, возвращался в этот мир… как падчерица в сказках на сюжет АТ480, или как маленький мальчик, победивший людоеда – это тоже крайне популярный во всем мире сюжет обозначают как АТ327В. Самая известная из таких сказок – «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро. Бедные родители не могут прокормить своих семерых детей, и отец отводит их в лес. Они попадают к людоеду, но младший брат мальчик-с-пальчик спасёт всех. У ученых нет сомнения в том, что этот сюжет тоже отражает древний обряд посвящения юношей в мужчины. А в сборнике Афанасьева ему абсолютно соответствует сказка под номером 105 «Баба яга и Заморышек». Нужно ли объяснять, что здесь Яга полный аналог людоеда, а Заморышек – мальчика-с-пальчика? Не верите, прочитайте эти две сказки. И это как бы второй имидж Бабы Яги, который нам кажется более знакомым. Здесь она абсолютное воплощение зла, и ни малейшей справедливости или помощи от неё, как в сказках про мачеху и падчерицу, ждать не стоит.
Из всего этого следует, что изначально роль, которую исполняют Яга, фрау Холле, Морозко, людоеды и прочие сказочные старики и старухи одинакова - они ведут свое происхождение от существ, охраняющих вход в мир мертвых. И по сути, в обряде инициации они должны были играть роль главных врагов посвящаемых. Поэтому, их нужно было победить, обмануть, от них нужно было убежать в мир живых - вернуться. Но «де факто» их роль изначально была двойственной, ведь с одной стороны, они должны были напугать и затруднить испытания, а с другой – помочь их пройти. Всё-таки племя было настроено на положительный исход инициации. Из такого раздвоения личности и родились две бабы яги – одна строгая и суровая помощница, как в сказках типа Морозко, другая – неудачная губительница и преследовательница, сродни людоеду, как в сказке с Заморышем. Интересно, что по мере смягчения нравов, гуманнее становились все эти сказочные людоеды. Поэтому, в г-же Метелице уже трудно усмотреть монстра, а русских сказок про Ягу, помогающую герою, больше, чем про бабку, преследующую его. Первых в сборнике Афанасьева 18, а вторых – 5. Но последние, все-таки, запоминаются лучше – закон триллера.