Айвазовский повсеместно любим и стопроцентно узнаваем. Так было всегда. Современник художника писатель Фёдор Достоевский сравнивал его с Дюма: «И тот, и другой поражают чрезвычайной эффектностью… Дюма читался с жадностью, с азартом, картины Айвазовского раскупаются нарасхват».
Он действительно нравился всем. В его картинах всякий мог и может найти что-то своё, родное. Скажем, герой обороны Севастополя адмирал Корнилов специально прибыл в Феодосию на боевом корабле «12 апостолов» и салютовал Айвазовскому из всех орудий - так было оценено историческое полотно «Чесменский бой». Художник не останется в долгу - этот корабль будет написан на восьми его картинах. Две его ранние юношеские работы - «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье», написанные в 1835 г., восхитили баснописца Крылова: «Прелесть как хорошо!», - а годом позже и самого Пушкина: «Эти морские волны запали мне в душу».
Он уживался даже с новаторами. Известно, что Айвазовский задолго до опыта передвижников устраивал свои выставки не только в столицах, но и в провинции. Передвижники не ревновали. Более того - ценили его мастерство, чему свидетельством совместная работа Айвазовского и Репина «Прощание Пушкина с морем».
Айвазовский был ещё и щедрым. Профинансировал строительство здания в Феодосии, в котором разместился археологический музей, оплачивал работы по благоустройству города.
Острослов Гоголь, будучи в Риме, в 1841 г. стал свидетелем триумфа полотна «Хаос. Сотворение мира»: «Пришёл ты, маленький человек с берегов Невы, и сразу поднял «Хаос» в Ватикане!». Картину купил римский папа Григорий XVI. Впрочем, бывали покупатели и познатнее. Вот слова императора Николая I: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною». Слово своё он держал - на одной из выставок было представлено 9 картин художника. Император купил 6, в том числе знаменитый «Девятый вал». По словам самого живописца, Николай как-то на морской прогулке, перекрывая шум волн, крикнул ему: «Айвазовский! Я - царь земли, а ты - царь моря!» Пожалуй, это самая точная оценка.