15 июня 1985 года 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис посетил Эрмитаж и вошёл в историю. От других посетителей будущего пациента психиатрической клиники с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отличало то, что с собой в музей он принёс нож и банку с серной кислотой. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Как утверждают некоторые очевидцы, акт вандализма сопровождался выкриками «Свободу Литве!». Однако эти показания нельзя считать надёжными, как и сообщения о том, что мужчина также планировал устроить взрыв.
Несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же и уже к вечеру реставраторы остановили химическую реакцию, сильно пострадала центральная часть картины — фигура Данаи. Кислота оставила в красочном слое глубокие отметины. Практически полностью была уничтожен фрагмент, изображающий драпировку на ногах.
На реставрацию картины ушло 12 лет. После атаки эксперты предлагали поместить оригинал в хранилище, а в музее выставить копию. Однако в 1997 году полотно руки Рембрандта вновь выставили в Эрмитаже, но уже под бронированным стеклом. АиФ.ru рассказывает о секретах картины, которую чуть не уничтожил Майгис.
Куда исчез золотой дождь?
Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия . Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество.
Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт . Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин.
Художник, предвосхитивший время. Жизнь Рембрандта в картинах
Previous
Рембрандт умер 4 октября 1669 года в Амстердаме и был похоронен на амстердамском кладбище Вестеркерк. За свою жизнь он создал более 350 картин, около 100 рисунков и около 300 офортов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в нидерландской провинции в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу, в 13 лет начал учиться живописи, в 17 лет попал в Амстердам к известному мастеру – Питеру Ластману, а уже в 19 вернулся в родной город и, набрав учеников, вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную мастерскую.
© Commons.wikimedia.org / «Автопортрет», Рембрандт в возрасте 23-х лет
Под влиянием Ластмана и караваджистов Рембрант начинает экспериментировать со светом, использует насыщенные яркие краски, выписывает мелкие детали. «Крещение евнуха» (1626), «Аллегория музыки» (1626), «Давид перед Саулом» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629) – картины первого периода творчества Рембрандта, где особо заметно пристрастие художника к красочности и деталировке образов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аллегория музыки» (1626)
В 25 лет Рембрандт переезжает в Амстердам, знакомится с работами самого известного на тот момент художника – Рубенса – и попадает под его влияние. Рембрант создает множество портретов, совершенствуя передачу подвижной мимики лиц. «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630), «Воздвижение креста» (1633), «Снятие с креста» (1632/1633) – картины Рембрандта начального амстердамского периода.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630)
Слава приходит к Рембрандту в 1632 году. После создания группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» заказы посыпались на 26-тилетнего художника один за другим. В это же время он женится на дочери бургомистра – Саскии ванн Эйленбюрх , и перед художником открываются двери самых роскошных особняков города.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Используя технику итальянских живописцев, Рембрандт работает над сочетанием света и тени и создает ряд картин на библейские сюжеты: «Данаю» (1636/1643), «Похищение Европы» (1632), «Похищение Ганимеда» (1635), «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635).
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Даная» (1636/1643)
Самое масштабное из своих произведений – четырехметровую картину «Ночной дозор» - Рембрандт создает в 1642 году по заказу Стрелкового общества. Историки искусства говорят, что именно в этой картине Рембрандт перепрыгнул несколько столетий и предсказал художественные находки XIX века – эпохи реализма и импрессионизма: столь живо были изображены фигуры. Однако прототипы персонажей, задвинутых на задний план, нашли картину неудачной. С этого момента слава Рембрандта пошла на убыль. В том же году любимая жена Рембрандта умерла от туберкулеза.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Ночной дозор» (1642)
В 1640-ых годах Рембрандт совершенствуется в технике гравировки. Над самым известным офортом - «Христос, исцеляющий больных» - мастер работал семь лет. Работа также известна под названием «Лист в сто гульденов». Именно за такую немыслимую по тем временам сумму была куплена работа.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Христос, исцеляющий больных» (1643-1649)
1650-ые годы – период создания крупнофигурных композиций. Пример подобной картины - «Аристотель с бюстом Гомера», написанная художником в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо. В 1961 году наследниками Рембрандта картина была продана на аукционе на аукционе нью-йоркскому Метрополитен-музею за два с лишним миллиона долларов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аристотель с бюстом Гомера» (1653)
Историки искусства признают, что гений Рембрандта развивался по восходящей, и последние работы художника – уникальны. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта - «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), «Отречение апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына» (1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) - наполнены драматическим напряжением.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Отречение апостола Петра» (1660)
Рембрандт умер 4 октября 1669 года в Амстердаме и был похоронен на амстердамском кладбище Вестеркерк. За свою жизнь он создал более 350 картин, около 100 рисунков и около 300 офортов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в нидерландской провинции в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу, в 13 лет начал учиться живописи, в 17 лет попал в Амстердам к известному мастеру – Питеру Ластману, а уже в 19 вернулся в родной город и, набрав учеников, вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную мастерскую.
© Commons.wikimedia.org / «Автопортрет», Рембрандт в возрасте 23-х лет
Под влиянием Ластмана и караваджистов Рембрант начинает экспериментировать со светом, использует насыщенные яркие краски, выписывает мелкие детали. «Крещение евнуха» (1626), «Аллегория музыки» (1626), «Давид перед Саулом» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629) – картины первого периода творчества Рембрандта, где особо заметно пристрастие художника к красочности и деталировке образов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аллегория музыки» (1626)
В 25 лет Рембрандт переезжает в Амстердам, знакомится с работами самого известного на тот момент художника – Рубенса – и попадает под его влияние. Рембрант создает множество портретов, совершенствуя передачу подвижной мимики лиц. «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630), «Воздвижение креста» (1633), «Снятие с креста» (1632/1633) – картины Рембрандта начального амстердамского периода.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630)
Слава приходит к Рембрандту в 1632 году. После создания группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» заказы посыпались на 26-тилетнего художника один за другим. В это же время он женится на дочери бургомистра – Саскии ванн Эйленбюрх , и перед художником открываются двери самых роскошных особняков города.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Используя технику итальянских живописцев, Рембрандт работает над сочетанием света и тени и создает ряд картин на библейские сюжеты: «Данаю» (1636/1643), «Похищение Европы» (1632), «Похищение Ганимеда» (1635), «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635).
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Даная» (1636/1643)
Самое масштабное из своих произведений – четырехметровую картину «Ночной дозор» - Рембрандт создает в 1642 году по заказу Стрелкового общества. Историки искусства говорят, что именно в этой картине Рембрандт перепрыгнул несколько столетий и предсказал художественные находки XIX века – эпохи реализма и импрессионизма: столь живо были изображены фигуры. Однако прототипы персонажей, задвинутых на задний план, нашли картину неудачной. С этого момента слава Рембрандта пошла на убыль. В том же году любимая жена Рембрандта умерла от туберкулеза.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Ночной дозор» (1642)
В 1640-ых годах Рембрандт совершенствуется в технике гравировки. Над самым известным офортом - «Христос, исцеляющий больных» - мастер работал семь лет. Работа также известна под названием «Лист в сто гульденов». Именно за такую немыслимую по тем временам сумму была куплена работа.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Христос, исцеляющий больных» (1643-1649)
1650-ые годы – период создания крупнофигурных композиций. Пример подобной картины - «Аристотель с бюстом Гомера», написанная художником в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо. В 1961 году наследниками Рембрандта картина была продана на аукционе на аукционе нью-йоркскому Метрополитен-музею за два с лишним миллиона долларов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аристотель с бюстом Гомера» (1653)
Историки искусства признают, что гений Рембрандта развивался по восходящей, и последние работы художника – уникальны. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта - «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), «Отречение апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына» (1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) - наполнены драматическим напряжением.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Отречение апостола Петра» (1660)
Рембрандт умер 4 октября 1669 года в Амстердаме и был похоронен на амстердамском кладбище Вестеркерк. За свою жизнь он создал более 350 картин, около 100 рисунков и около 300 офортов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)
Next
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в нидерландской провинции в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу, в 13 лет начал учиться живописи, в 17 лет попал в Амстердам к известному мастеру – Питеру Ластману, а уже в 19 вернулся в родной город и, набрав учеников, вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную мастерскую.
© Commons.wikimedia.org / «Автопортрет», Рембрандт в возрасте 23-х лет
Художник, предвосхитивший время. Жизнь Рембрандта в картинах
Previous
Рембрандт умер 4 октября 1669 года в Амстердаме и был похоронен на амстердамском кладбище Вестеркерк. За свою жизнь он создал более 350 картин, около 100 рисунков и около 300 офортов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в нидерландской провинции в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу, в 13 лет начал учиться живописи, в 17 лет попал в Амстердам к известному мастеру – Питеру Ластману, а уже в 19 вернулся в родной город и, набрав учеников, вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную мастерскую.
© Commons.wikimedia.org / «Автопортрет», Рембрандт в возрасте 23-х лет
Под влиянием Ластмана и караваджистов Рембрант начинает экспериментировать со светом, использует насыщенные яркие краски, выписывает мелкие детали. «Крещение евнуха» (1626), «Аллегория музыки» (1626), «Давид перед Саулом» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629) – картины первого периода творчества Рембрандта, где особо заметно пристрастие художника к красочности и деталировке образов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аллегория музыки» (1626)
В 25 лет Рембрандт переезжает в Амстердам, знакомится с работами самого известного на тот момент художника – Рубенса – и попадает под его влияние. Рембрант создает множество портретов, совершенствуя передачу подвижной мимики лиц. «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630), «Воздвижение креста» (1633), «Снятие с креста» (1632/1633) – картины Рембрандта начального амстердамского периода.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630)
Слава приходит к Рембрандту в 1632 году. После создания группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» заказы посыпались на 26-тилетнего художника один за другим. В это же время он женится на дочери бургомистра – Саскии ванн Эйленбюрх , и перед художником открываются двери самых роскошных особняков города.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Используя технику итальянских живописцев, Рембрандт работает над сочетанием света и тени и создает ряд картин на библейские сюжеты: «Данаю» (1636/1643), «Похищение Европы» (1632), «Похищение Ганимеда» (1635), «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635).
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Даная» (1636/1643)
Самое масштабное из своих произведений – четырехметровую картину «Ночной дозор» - Рембрандт создает в 1642 году по заказу Стрелкового общества. Историки искусства говорят, что именно в этой картине Рембрандт перепрыгнул несколько столетий и предсказал художественные находки XIX века – эпохи реализма и импрессионизма: столь живо были изображены фигуры. Однако прототипы персонажей, задвинутых на задний план, нашли картину неудачной. С этого момента слава Рембрандта пошла на убыль. В том же году любимая жена Рембрандта умерла от туберкулеза.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Ночной дозор» (1642)
В 1640-ых годах Рембрандт совершенствуется в технике гравировки. Над самым известным офортом - «Христос, исцеляющий больных» - мастер работал семь лет. Работа также известна под названием «Лист в сто гульденов». Именно за такую немыслимую по тем временам сумму была куплена работа.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Христос, исцеляющий больных» (1643-1649)
1650-ые годы – период создания крупнофигурных композиций. Пример подобной картины - «Аристотель с бюстом Гомера», написанная художником в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо. В 1961 году наследниками Рембрандта картина была продана на аукционе на аукционе нью-йоркскому Метрополитен-музею за два с лишним миллиона долларов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аристотель с бюстом Гомера» (1653)
Историки искусства признают, что гений Рембрандта развивался по восходящей, и последние работы художника – уникальны. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта - «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), «Отречение апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына» (1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) - наполнены драматическим напряжением.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Отречение апостола Петра» (1660)
Рембрандт умер 4 октября 1669 года в Амстердаме и был похоронен на амстердамском кладбище Вестеркерк. За свою жизнь он создал более 350 картин, около 100 рисунков и около 300 офортов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в нидерландской провинции в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу, в 13 лет начал учиться живописи, в 17 лет попал в Амстердам к известному мастеру – Питеру Ластману, а уже в 19 вернулся в родной город и, набрав учеников, вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную мастерскую.
© Commons.wikimedia.org / «Автопортрет», Рембрандт в возрасте 23-х лет
Под влиянием Ластмана и караваджистов Рембрант начинает экспериментировать со светом, использует насыщенные яркие краски, выписывает мелкие детали. «Крещение евнуха» (1626), «Аллегория музыки» (1626), «Давид перед Саулом» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629) – картины первого периода творчества Рембрандта, где особо заметно пристрастие художника к красочности и деталировке образов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аллегория музыки» (1626)
В 25 лет Рембрандт переезжает в Амстердам, знакомится с работами самого известного на тот момент художника – Рубенса – и попадает под его влияние. Рембрант создает множество портретов, совершенствуя передачу подвижной мимики лиц. «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630), «Воздвижение креста» (1633), «Снятие с креста» (1632/1633) – картины Рембрандта начального амстердамского периода.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630)
Слава приходит к Рембрандту в 1632 году. После создания группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» заказы посыпались на 26-тилетнего художника один за другим. В это же время он женится на дочери бургомистра – Саскии ванн Эйленбюрх , и перед художником открываются двери самых роскошных особняков города.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Используя технику итальянских живописцев, Рембрандт работает над сочетанием света и тени и создает ряд картин на библейские сюжеты: «Данаю» (1636/1643), «Похищение Европы» (1632), «Похищение Ганимеда» (1635), «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635).
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Даная» (1636/1643)
Самое масштабное из своих произведений – четырехметровую картину «Ночной дозор» - Рембрандт создает в 1642 году по заказу Стрелкового общества. Историки искусства говорят, что именно в этой картине Рембрандт перепрыгнул несколько столетий и предсказал художественные находки XIX века – эпохи реализма и импрессионизма: столь живо были изображены фигуры. Однако прототипы персонажей, задвинутых на задний план, нашли картину неудачной. С этого момента слава Рембрандта пошла на убыль. В том же году любимая жена Рембрандта умерла от туберкулеза.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Ночной дозор» (1642)
В 1640-ых годах Рембрандт совершенствуется в технике гравировки. Над самым известным офортом - «Христос, исцеляющий больных» - мастер работал семь лет. Работа также известна под названием «Лист в сто гульденов». Именно за такую немыслимую по тем временам сумму была куплена работа.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Христос, исцеляющий больных» (1643-1649)
1650-ые годы – период создания крупнофигурных композиций. Пример подобной картины - «Аристотель с бюстом Гомера», написанная художником в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо. В 1961 году наследниками Рембрандта картина была продана на аукционе на аукционе нью-йоркскому Метрополитен-музею за два с лишним миллиона долларов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аристотель с бюстом Гомера» (1653)
Историки искусства признают, что гений Рембрандта развивался по восходящей, и последние работы художника – уникальны. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта - «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), «Отречение апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына» (1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) - наполнены драматическим напряжением.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Отречение апостола Петра» (1660)
Рембрандт умер 4 октября 1669 года в Амстердаме и был похоронен на амстердамском кладбище Вестеркерк. За свою жизнь он создал более 350 картин, около 100 рисунков и около 300 офортов.
© Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)
Next
Жена с чертами любовницы
Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии , которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы. «Данаю» Рембрандт начал писать спустя два года после того, как они поженились, а значит, писал не по памяти.
В 1956–1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены. Историки утверждают, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который ему устроила одна из его любовниц Гертье Диркс , которая ревновала его к покойной супруге. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме.
Без сожаления
Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Однако о содеянном он вряд ли сожалел.
«Я лично считаю себя человеком здоровым. Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать», — заявил Майгис одной из литовских газет.