На прошлой неделе в Манеже открылась выставка «Большая русская икона». Название точно отражает суть - в экспозиции представлено то, что принято называть «Большой храмовой иконой». Как правило, именно они составляли иконостас. И их много - 300 единиц.
Временной охват тоже велик - от рубежа XVI-XVII вв. до самого начала XX в. Так что можно проследить, как менялась отечественная иконописная школа - от суровых старообрядческих ликов до вполне плотских, временами даже фривольных образцов барокко и рококо. Правда, не представлены современные иконы, где новопрославленные святые явно имеют портретное сходство, - вспомните хотя бы Матрону Московскую. Но для коллекционера Феликса Комарова, руководителя проекта, изменение стилей не столь важно. Важнее другое. В те времена, когда иные обогащаются, продавая национальное достояние за рубеж, он сумел спасти 60 икон, возвратив их на родину.
- Канон есть канон, и от него мало кто отходит, - сказал «АиФ» Феликс Комаров. - Но вот региональное разнообразие... Взглянув на иконы, ошарашенно представляешь, насколько же велика и разнообразна наша страна. Север, поморы - мощь и тяжкое, грубое дыхание Белого моря. Как будто их написал безмерно талантливый ребёнок. Юг, Ставрополь, казаки - яркое, красочное буйство, прямо-таки танец с саблями! А вот и Ростов Великий - тонкая прорисованность, интеллигентные сюжеты, своего рода поэзия Серебряного века.