25 июня свой профессиональный праздник отмечают моряки. АиФ.ru вспоминает самые известных представителей этой опасной и романтической профессии в литературе, кино и других видах искусства.
«Броненосец „Потёмкин“»
Первый публичный показ фильма Сергея Эйзенштейна, снятого им к 20-летию революции 1905 года, состоялся в 1926 году. На следующий день после премьеры режиссёр, которому на тот момент было 27 лет, проснулся знаменитым, а картина и по сей день не покидает списки лучших фильмов всех времён.
В основу сюжета легла история о восстании матросов броненосца «Князь Потёмкин Таврический», с которого в 1905 году начались массовые военные выступления в России. Причиной для бунта на корабле, прибывшем в одесский порт, в фильме Эйзенштейна послужило испорченное мясо, которым накормили моряков. На помощь приговорённым к расстрелу зачинщикам восстания приходят другие матросы, и во время исполнения казни сбрасывают за борт офицеров. В схватке гибнет идейный вдохновитель и предводитель восстания Вакуленчук, на чьи похороны стекается всё население города. Важнейшая и с художественной, и с идейной точки зрения сцена фильма снята на одесской лестнице, ставшей одним из самых узнаваемых киносимволов — войска правительства расстреливают мирных граждан, вступившихся за команду броненосца. Тем временем к одесскому берегу движется Черноморская эскадра, которой также приказано подавить восстание, однако моряки отказываются стрелять по «Потёмкину», и тот нетронутым проходит сквозь строй кораблей — над кораблём реет поднятый матросами красный флаг, раскрашенный Эйзенштейном вручную.
Торжественная московская премьера картины проходила в кинотеатре «Художественный», который специально к этому дню декорировали тематически: весь персонал, от билетёров до киномехаников, был одет в морскую форму, а фасад здания украсил макет броненосца, который, будто в последней сцене фильма, словно выплывал с экрана в толпу людей. Афиши фильма нарисовал художник Александр Родченко.
Моряк Попай
Один из самых известных мультипликационных персонажей был создан в 1929 году американским карикатуристом Элзи Крайслером Сегалом, который рисовал комиксы для журнала New York Journal. По задумке автора, персонаж должен был появиться лишь в одном выпуске, однако Попай так понравился читателям, что стал не только постоянным участником новых историй, но и в конце концов главным героем, вытеснив прочих персонажей на второй план.
Попай, чьё имя с английского можно перевести как «пучеглазый», — моряк средних лет, в синих штанах, матроске и матросской шапке и с неизменной трубкой во рту. Он постоянно щурит один глаз и сильно картавит, но при этом обладает невероятной силой, которая удваивается, стоит Попаю проглотить банку своего любимого лакомства — шпината. В этом смысле популярность Попая сыграла на руку продавцам шпината и родителям, которым с появлением героя больше не приходилось уговаривать детей съесть побольше этого полезного продукта.
На экране моряк Попай впервые появился в мультфильме 1933 года, снятом на одной из нью-йоркских киностудий, которая выпускала анимационные фильмы про Попая до 1942 года — всего 108 короткометражных мультфильмов. Инициативу перехватили в начале 60-х годов сразу несколько студий, и до конца 80-х на экраны вышли ещё несколько сотен серий о приключениях моряка-силача. В этом году Попай празднует своё 80-летие, на 2016 год назначена премьера нового полнометражного мультфильма, создатели которого пока держат сюжет в секрете, но обещают, что все знакомые персонажи — и возлюбленная героя Олив Ойл, и его главный враг Блуто — обязательно появятся в фильме.
Моби Дик
От лица моряка ведётся повествование в романе, написанном в 1851 году американским писателем Германом Мелвиллом. Измаил отправляется в рейс на китобойном судне «Пекод» под управлением капитана Ахава, который на протяжении многих лет силится одолеть гигантского белого кита-убийцу по имени Моби Дик, однажды лишившего Ахава ноги. Плавание длится долгие месяцы, корабль успевает обогнуть земной шар, а кит, хоть и показывается то и дело, остаётся недосягаем. Постепенно моряки, члены экипажа, начинают сходить с ума, в том числе и капитан Ахав — в конце концов ему удаётся настигнуть Моби Дика: схватка длится трое суток и заканчивается гибелью судна и всего экипажа. Выжить удаётся лишь рассказчику, моряку Измаилу, которого подбирает проходящее мимо судно.
Помимо многочисленных библейских символов и аллюзий, в романе содержится и довольно много сведений о китобойном промысле. Более того, в основе сюжета — реальный случай, произошедший с американским китобойным судном в 1819 году — тогда после атаки огромного кита и затопления судна в живых остались 20 матросов. Большинство из них, впрочем, позднее погибли от голода и жажды, однако один из выживших моряков не только добрался до дома, но и написал отчёт о случившемся.
Фотография поцелуя моряка и медсестры
«Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел, — неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я бежал перед ним со своей «Лейкой», оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то тёмное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое — если бы на нём была светлая форма, снимка бы не было», — вспоминал Эйзенштадт.
Личности запечатлённых на снимке молодых людей не удавалось установить многие годы, так как Эйзенштадт не успел узнать их имён, а разглядеть лица почти невозможно. В конце 70-х стало известно, что медсестру с фото зовут Эдит Шэйн — она сама написала фотографу и в итоге была официально признана «девушкой со снимка».
«Я работала в больнице. Мы с другом услышали по радио, что Вторая мировая закончилась, и пошли на улицу, на которой уже была дикая толпа. Всё происходило очень бурно. Люди метались, обнимали и целовали друг друга. Один матрос схватил меня и очень долго целовал. Я даже не видела его, потому что закрыла глаза, когда мы целовались. А потом я повернулась и пошла в другую сторону. Мы даже ничего не сказали друг другу. Я даже не знаю, посмотрел ли он на меня. Может, и нет».
Претендентов на роль моряка оказалось гораздо больше — в «финал» вышли трое: Джордж Мендоса, Карл Мускарелло и Гленн Макдаффи. Сама Эдит Шейн поначалу была уверена, что целовал её Мускарелло, да и мать Мускарелло утверждала, что тогда узнала сына на фотографии в журнале Life. Через какое-то время Эдит Шейн начали посещать сомнения, и тогда на первый план вышел ещё один претендент — Гленн Макдаффи, который успешно прошёл несколько тестов на детекторе лжи и судебную экспертизу. Впрочем, в глазах общественности моряком с фото так и остался Карл Мускарелло.