Почему нельзя перевозить ребенка на переднем кресле автомобиля?
Многие автомобилисты еще с советских времен помнят про запрет на перевозку детей впереди. Сейчас законодательство, с одной стороны, стало либеральнее и позволяет занимать переднее пассажирское кресло при соблюдении ряда условий. Однако есть множество «но», после знакомства с которыми призадумываешься над целесообразностью такого поступка.
Закон не запрещает
Статья 22.9 Правил дорожного движения (ПДД) гласит:
«Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».
Тем самым по правилам детей можно перевозить в автомобиле на любом месте при наличии специальных кресел и иных устройств. Но есть и важные ограничения технического регламента.
Детей младше одного года обычно возят в люльках. Статья 22 не запрещает устанавливать их впереди, чем родители и пользуются. Так удобнее держать ребенка на виду. Но лучше всего, когда люлька установлена против хода движения машины. Ездить спиной вперед для детей безопаснее. При экстренном торможении они упираются затылком в широкую спинку, отчего риск травм от динамического волнового кивка головой сокращается втрое.
Однако переднее сиденье в машине таит несколько «подводных камней» и потому по-прежнему считается самым опасным для ребенка. Нельзя забывать, что теперь почти во всех новых машинах есть подушки безопасности. Они могут сработать даже при незначительном столкновении, тогда раскрывающаяся подушка опрокидывает кресло вместе с малышом. Причем удар может быть чрезвычайно сильным. Энергия пиропатрона сравнима с выстрелом из охотничьего ружья дуплетом. Поэтому производители обязывают водителей отключать переднюю пассажирскую подушку при установке люльки против хода движения. Но и подушка не является единственной опасностью при установке детского кресла впереди. Ее отключением не избавишься от главной проблемы, вызванной распределением нагрузок по кузову во время ДТП.
Что позволено взрослому, противопоказано ребенку
Безопасность переднего пассажирского места рассчитывается исключительно на взрослого человека. Там особая конфигурация передней панели, расположение ремней и эргономика рабочего пространства. Во время удара преднатяжители ремня срабатывают таким образом, чтобы положить человека ровно на раскрытую подушку. Ремни тормозят перемещение, но их главная задача — это не дать пассажиру соскользнуть в сторону и протаранить головой стойку крыши.
Эти методики отрабатываются сначала на этапах компьютерного моделирования, а затем проверяются при краш-тестах. Направление движения манекена при ударе зависит от расположения его центра масс. А вот детское кресло не похоже на взрослого человека и при ударе летит непредсказуемым образом. Дело в том, что оно закреплено «как придется»: спереди нет фиксаторов стандарта ISOFIX, поэтому кресло может соскользнуть с ремней, подвернуться, сработать как рычаг при ударе и прочее.
Кроме того, мало кто из родителей затягивает своих детей ремнями строго по инструкции. И маленький пассажир подвергается в эти моменты большой опасности.
Удар с перекрытием
Но даже хорошо установленное кресло бессильно против ударов с так называемым 25-процентным перекрытием. Такие ДТП происходят, когда водители стараются увернуться от лобового столкновения и машины бьются друг о друга под углом. Зачастую под удар попадает именно правая носовая часть машины. Вектор кинетической энергии направлен мимо лонжеронов и сминаемых зон, он проникает в силовой каркас кабины и корежит его.
При испытаниях Американского страхового института IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) такой удар вминал стойку кузова в салон даже у знаменитых своей надежностью моделей. При этом пассажирскую дверь срывало с петель и она металась по сторонам, как гильотина. Ребенок спереди рискует гораздо больше взрослого пассажира, так как удержать люльку или детское кресло в штатных трехточечных ремнях труднее, чем взрослого человека. Возникает риск того, что ребенок вместе с удерживающим устройством выскользнет за пределы исковерканного кузова через сорванную дверь.
Поэтому, несмотря на отсутствие в существующем законодательстве прямого запрета на перевозку детей спереди, делать это чрезвычайно опасно (хоть по ходу движения, хоть против него). Поэтому лучше всего устанавливать кресло на задний диван в штатные разъемы ISOFIX. И самым правильным будет приучать ребенка ездить сзади с самого первого знакомства с автомобилем. Тогда он уже никогда не будет проситься пересесть вперед.