Лужи на наших дорогах, особенно после зимы, с большой долей вероятности скрывают ямы и промоины, на которых запросто можно повредить не только колесные диски, но и подвеску автомобиля. Но весенние разливы на дорогах общего пользования – это нечто иное. Впрочем, одним интенсивным таянием снегов причины «транспортных» подтоплений не ограничиваются, ведь летом нет-нет да случаются интенсивные ливни, а магистральные трубопроводы и того хуже – рвутся с завидной регулярностью в любое время года. В общем, ясно одно, что автомобиль – не гидроцикл и «большая вода» требует от водителя максимум осторожности и внимания.
И дело даже не в том, что вода, особенно морская, соленая (любим мы, что греха таить, при возможности прокатиться по кромке прибоя), вызывает активную коррозию металлических деталей, в ходе форсирования глубоких и очень глубоких луж автомобиль может столкнуться (порой, в самом буквальном смысле) с гораздо более очевидными проблемами. Но давайте обо всем по порядку.
Проезд через глубокую (и неразведанную) лужу опасен, прежде всего, возможностью попадания в открытый канализационный люк, промоину (которая иногда способна полностью «вместить» автомобиль) или на забытый кем-то бетонный блок и т.д. Вывод банален: по возможности старайтесь избегать форсирования подобных «акваторий», а в случае крайней необходимости предварительно прощупайте предполагаемую траекторию ногами. Нет желания мокнуть, а путей объезда не наблюдается – в этом случае ехать нужно с минимальной скоростью и… готовностью быстро остановиться в случае «резкого понижения дна» или «незапланированного сопротивления движению».
Въезжая в глубокую лужу постарайтесь сделать так, что бы ваш двигатель был не слишком горячим (пять минут стоянки с заглушенным мотором). Это необходимо для того, чтобы при въезде в холодную воду (а иной раз она бывает лишь при прорыве труб горячего водоснабжения или отопления), эта теплоемкая жидкость практически мгновенно охлаждает двигатель, выпускной коллектор и прочие жизненно важные для автомобиля детали. Тем самым активно способствуя их разрушению, по меньшей мере, вызывая появления микротрещин. Во-вторых – вы отодвинете момент автоматического включения электрического вентилятора системы охлаждения (при механическом приводе достаточно ослабить ремень) – устройства, которое «имеет привычку», начав вращаться в самый неподходящий момент, заливать все подкопотное пространство даже при относительно низком уровне воды.
Что нужно сделать до начала форсирования
Подъехав к луже, которая по внешним признакам является глубокой, нужно выйти из автомобиля и по возможности провести разведку дна, проверить состояние дороги на въезде и на выезде, твердость дна и глубину водоема. Можно воспользоваться и чужим опытом – подождать другую машину, внимательно отследить её движение, запомнить траекторию и, после того, как она выбралась на берег (или, «отплыла» на достаточно большое расстояние), трогаться и осторожно следовать в её «кильваторе». Но, повторяюсь, глубокую воду форсировать нужно только в том случае, если нет объездных путей, а ее уровень в самом глубоком месте достигает 3/4 от высоты воздухозаборника.
У большинства современных внедорожников глубина безопасно преодолеваемого брода указана в инструкции.
Перед въездом в лужу откройте капот и посмотрите, в каком месте производится забор воздуха для двигателя. Точно спроецировав свои знания о моторном отсеке на внешние поверхности кузова, мысленно (а может, и зримо – пальцем по налипшей грязи) нужно нарисовать… ватерлинию. Если уровень водной преграды проходит выше – не въезжать в неё.
Каких-то специальных мероприятий по гидроизоляции можно не проводить (преодоление экстремально глубоких бродов требует специальной подготовки автомобиля). А вот обрызгать влаговытесняющей жидкостью высоковольтную часть может быть полезным. Если контакты слабые, то даже небольшая капля может «увести» от них электроэнергию.
Во избежание гидроудара не стоит поддаваться соблазну «поднимать» точку забора воздуха путем отсоединения патрубка впускного коллектора (воздух в двигатель при этом будет поступать в обход воздушного фильтра). Дело в том, что если убирать из воздушного тракта фильтр, то многократно облегчается доступ жидкости в цилиндры (достаточно будет случайного всплеска). Не говоря о том, что в ходе форсирования воздух в моторном отсеке не отличается стерильностью.
Если водная преграда достаточно продолжительна и есть вероятность незапланированной остановки, то не повредит надеть на выхлопную трубу какой-нибудь гибкий шланг, подняв точку выхода выхлопных газов. В этом случае, если автомобиль, находящийся в воде, заглохнет из-за намокшей системы зажигания, то вода гораздо медленнее заполнит выхлопную систему, и после того, как провода и трамблер просохнут, у вас будет больше шансов завестись.
Если есть понимание устройства автомобиля, простые подручные средства (полиэтиленовые пакеты, промасленная бумага, разрезанные автомобильные камеры, водоустойчивый скотч и т.д.) и устойчивое желание преодолеть водный барьер, можно попытаться защитить от попадания воды генератор, стартер, прерыватель-распределитель, свечи и различные разъемы… Но, наверное, этого всё-таки делать не стоит во имя избегания серьёзных проблем — и всё же обойтись без проезда по луже, так как это требует сложной подготовки.
Справка | |
---|---|
Особое внимание в данном аспекте стоит уделить автомобилям с дизельными моторами. Преимущество этого типа двигателей внутреннего сгорания перед водной преградой эфемерно. Более того, большая устойчивость электрической части этих моторов (современных дизелей без бегающих по проводам электронов не бывает) к воздействию влаги, может спровоцировать большую глубину погружения с последующим гидроударом. Причем, в силу гораздо более высокой степени сжатия, последствия попадания жидкости в цилиндры будут гораздо более разрушительными. Нужно помнить, что большинство современных дизелей оборудованы системой турбонадува, а «пытаться охладить» раскаленную выхлопными газами турбину путем погружения ее в жидкость, по меньшей мере, неразумно. |
Движение по воде
А теперь внимание: в силу специфики расположения, воздухозаборник на большинстве современных автомобилей въезд даже в относительно неглубокую лужу на высокой скорости может привести к гидроудару двигателя. Менее разрушительное последствие – поднятая волна может залить систему зажигания. Ещё один неприятный момент – смытый государственный номерной знак.
В воде нужно двигаться по возможности равномерно на предварительно включенной первой передаче (к автоматической коробке это тоже относится), поддерживая не слишком высокие, но устойчивые обороты двигателя. При этом, лучше резко не останавливаться и не ускоряться (возникающие при этом волны попытаются залить подкапотное пространство).
Скорость следует выбирать таким образом, чтобы волна, которая образуется перед автомобилем, бежала впереди него, оставляя решетку радиатора в послеволновой впадине.
Стоит опасаться также волн, поднятых другими автомобилями (особенно, если эти автомобили большие, а их водители вообразили себя настоящими морским волками…).
Если же ваш автомобиль все-таки заглох в воде у самого «берега», а вы уверены, что гидроудара не было, попробуйте выбраться на сушу «на стартере». Для этого требуется: механическая коробка передач, хорошо заряженный аккумулятор и… отчаянное нежелание мочить ноги.
Если глубина в месте вашей вынужденной стоянки не слишком велика, а причиной остановки двигателя стала подмокшая система зажигания, можно просто попробовать сделать паузу и подождать несколько минут. Вполне возможно, что непрошеная жидкость испариться на горячем моторе, и он запуститься. Правда, и это тоже не исключено, после такого приключения придется посетить сервис и разобраться, почему горит надпись, предупреждающая о некорректной работе двигателя.
Последствия для автомобиля
Намокшие тормозные колодки (прослушиваются нескольким плавными торможениями) — это первое, о чём нужно помнить водителю автомобиля, выбравшегося из водной стихии (особенно важно для барабанных тормозных механизмов).
Подмокший диск сцепления (механическая КПП) не стоит нагружать сверх меры.
Если глубина водной преграды была критична, не лишним будет снять и осмотреть воздушный фильтр на предмет наличия в нём жидкости. Случившийся гидроудар пропустить сложно (чаще всего мотор при этом глохнет, но после заводится), поскольку он сопровождается ощутимыми стуками, но осторожность все-таки не повредит. Если фильтр мокрый (особенно лишь с внешней стороны), это еще не повод отчаиваться – возможно, количество попавшей в воздухозаборник жидкости было незначительно и его синтетическое волокно стало на пути губительной для мотора воды.
После преодоления глубокого брода, не откладывая проверьте состояние масла в двигателе и автоматической коробке передач (в механической КПП это сделать сложнее, но и попадание в неё воды менее критично). Если, при осмотре щупов, хотя бы в одном из двух вышеназванных агрегатов обнаружится мутно-белая эмульсия (взбитые в пену вода с маслом), автомобиль может продолжить свой путь в сервис лишь на буксире или эвакуаторе (рекомендуется, в случае залитой АКПП). По прибытии в сервис также не помешает проверить состояние масла и в остальных жизненно важных агрегатах (мосты, механическая КПП, раздаточная коробка и т.д.). В том случае, если в моторное масло и масло автоматической коробки вода не попала, можно рискнуть и попробовать не спеша добраться до места проведения «диспансеризации» своим ходом.
Читайте также: | |
---|---|
Угарный газ в салоне автомобиля: как избежать отравления? |
В любом случае, при преодолении глубоких луж нужно быть максимально внимательным и аккуратным. Также стоит напомнить, что в автомобиле на всякий случай должен быть трос. Вдруг ему придётся стать баржой?
Что такое гидоудар?
А теперь давайте более подробно рассмотрим, что представляет собой страшное понятие «гидроудар» – процесс, происходящий в двигателе внутреннего сгорания при попадании относительно большого количества жидкости (это необязательно должна быть вода) в один или несколько цилиндров. Итак, собственно гидроудар происходит в случае, когда объем жидкости, попавшей в цилиндр, превышает объем камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке. Дело в том, что в отличие от воздуха или топливовоздушной смеси, вода несжимаема. При такте сжатия оба клапана закрыты, а поршень движется вверх, сжимая топливовоздушную смесь. Наличие воды в цилиндре делает процесс нарастания давления более быстрым, а при подходе поршня к ВМТ, он может буквально «удариться» о воду, которая его остановит! И вот тогда вся разрушительная энергия, рожденная крутильной инерцией маховика, помноженной на рабочий ход в одном из соседних цилиндров и инерцию движения автомобиля, передаваемую через трансмиссию, для начала согнет шатун, а дальше — в зависимости от обстоятельств случившегося (тип двигателя, обороты, количество жидкости) начнет «гулять» про коленвалу, блоку цилиндров (в буквальном смысле из него может быть вырван кусок) и т.д. В общем – начиная от серьезного ремонта, до полной замены мотора. Чаще всего мотор при этом со стуком останавливается, а попытка сразу снова завести его может привести к еще более тяжелым последствиям (при этом он даже может запуститься, но работа скорее всего будет сопровождаться стуком).