Skoda Superb может своей историей затмить и более именитые модели хотя бы тем, что первые автомобили появились ещё до Второй мировой войны и имели статус люксовых. А чего же ещё ожидать от машины, название которой с английского переводится как «великолепный, роскошный, благородный». Новая история началась уже в XXI веке с выпуска одноимённой модели. С 2001 года Superb является флагманом чешской марки, подтверждая возвращение в класс представительских автомобилей. За это время было выпущено три поколения, а тестируемый автомобиль — представитель новой, рейсталинговой версии.
В Европе Skoda Superb принимается настолько хорошо, что президент Чехии выбрал именно его в качестве представительского лимузина. Плюс к этому несколько званий автомобиля года в разных странах, полученных всеми тремя поколениями. А вот в России энтузиазма немного меньше. Возможно, это связано с нашими стереотипами, возможно, с некоторой расплывчатостью восприятия автомобиля. Он вроде и лифтбэк, и лимузин, спокойная офисная машина, но с мощными моторами, ориентирована на пассажиров, но больше всего удовольствия и опций получает водитель. Нельзя сказать, что больше 5 тысяч проданных в прошлом году автомобилей — это провал, но чехам хочется явно больше. Обновление и так достаточно свежей машины должно улучшить позиции Superb на рынке. А ещё на продажи может повлиять принятие закона об ограничении максимальной стоимости автомобиля для чиновника суммой в 1,5 миллиона рублей. В этот порог флагман Skoda вписывается даже в дорогих комплектациях.
То, что автомобилю приготовлено несколько иное будущее, подтвердили небольшие диалоги, возникшие у меня на офисной парковке, заправке и мойке. Мужчины с уважением окидывали силуэт немаленького автомобиля и задавали один и тот же вопрос: «А что это за марка?» Получив ответ, уважительно кивали головой и начинали более пристальный осмотр. В такой реакции стал виноват подтянутый под корпоративный стиль концерна Volkswagen внешний вид, хотя изменений — минимум. Спереди поменялась решётка радиатора, бампер и форма капота, на котором стал размещаться новый монохромный логотип компании. Сзади платформа под номерной знак переместилась с бампера на крышку багажника, ставшую более рельефной, и поменялась форма фонарей. Раньше они создавали эффект приподнятости, а сейчас давят вниз и делают корму визуально шире. Кстати, головная оптика также обновилась, получив и новую форму, и светодиодную начинку в дополнение к биксенону.
Внутри обновлений вообще практически нет — только новое рулевое колесо и слегка изменённый рычаг переключения коробки. Качество на высоте — добротные материалы, отличная сборка, если бы ещё детали «под дерево» не были бы такими пластиковыми. Интерьер настолько минималистичен, что начинает казаться скупым. С другой стороны — зачем излишества для рабочего инструмента. Хотя для второго ряда сидений они бы не помешали, одного простора явно недостаточно для привлечения VIP-клиентов. У них из реальных достоинств — шторки на окнах (опция), трёхуровневый обогрев сидений. Красивый дисплей на задней части бокса, расположенного между передними креслами, показывает время и внешнюю температуру. Туда так и просится пульт управления климатом и звуком, но его нет. Из «фишек» появился пульт дистанционной регулировки положения подушки и наклона спинки переднего пассажирского кресла. И сохранилась такая опция, как зонтик, спрятанный в задней левой двери — просто маленький Rolls-Royce. И ничего, что Skoda в основном продаётся в странах с правосторонним движением и пассажир чаще выходит справа.
Полезное обновление касается доступа в багажник. Теперь кнопки располагаются, как на обычных автомобилях, но их отличает количество. Центральная копка делает из Superb обычный седан с неширокой крышкой багажника. А вот кнопка справа подтверждает звание лифтбэка, открывая всю пятую дверь целиком, вместе со стеклом. При этом становятся доступны 595 л багажного пространства — система Twindoor в действии. Причём отделение, как и положено «умникам», имеет удобную структуру: крепления для сеток, удерживающих багаж, двойной пол, ниши для мелочей, при этом хватило места для полноценной запаски.
Основные новшества коснулись двигателей — появились новые бензиновый 1.4 TSI (125 л. с., 200 Нм) и экономичный турбодизель 1.6 GreenLine (105 л. с., 250 Нм), но они в России продаваться не будут. Может быть, это правильно — при невзрачной внешности и слабых моторах Superb будет совсем «кислым», а может, и нет — ведь автомобиль так и просится в корпоративные парки, которым важны умеренные расходы на топливо. Зато у нас будут проверенные временем бензиновые четырёхцилиндровые турбомоторы 1.8 TSI (152 л. с., 250 Нм) и 2.0 TSI (200 л. с., 280 Нм), самый мощный в линейке атмосферник V6 3.6 (260 л. с., 350 Нм), а также турбодизель 2.0 TDI о (140 л. с., 320 Нм). 1.8 TSI может работать в паре с 6-степенчатой «механикой», а остальные с 6- или 7-ступенчатой DSG — роботизированной коробкой с двумя сцеплениями. На версии с V6 имеется ещё и полноприводная трасмиссия с муфтой Haldex, и других вариантов нет.
Скажу честно, что Skoda Superb меня не интересовала никогда. Я не та персона, которая должна ездить исключительно во втором ряду, и не семьянин, которому нужно разметить детей и тёщу. Внешность не цепляла, а от ходовых качеств не ожидала никаких откровений: что может дать Passat, да ещё и с удлинённой базой? Но как же я жалела о пропущенных возможностях общения с Superb после первых километров пути.
Подозрения о непростой сущности автомобиля закрались при выезде с парковки автоцентра. Минимальное нажатие на педаль тормоза остановило Superb, как вкопанного, а я повисла на ремне безопасности. Зачем этому «офисному сотруднику» такие тормоза? А затем, что, казалось бы, скромные на бумаге 200 л. с. и крутящий момент в 280 Нм 2-литрового TSI на деле показывают нереальную динамику. Этому же способствуют перепрошитые программы управления DSG — при сохранении конструкции коробка стала переключаться гораздо плавнее и эффективней. В итоге этот немаленький (полуторатонный) автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 7,7 секунды, а на деле буквально провоцирует устраивать стрит-рейсинг при старте с каждого светофора. Более пафосные соседи по потоку с любопытством приглядывались к Superb, догнав меня на очередном «красном».
Те же позитивные ощущения даёт и подвеска — независимая пружинная и спереди, и сзади. Некоторым она может показаться жёсткой, но за превосходную управляемость и минимальные крены в поворотах нужно платить. Впрочем, московские дороги, где-то не восстановленные после ремонта, где-то его не дождавшиеся, ни разу не дали повода ругнуться. Даже лежачие полицейские различных конфигураций проходятся комфортно при условии соблюдения скоростного режима. За рулевое управление чехам нужно сказать отдельное спасибо. Оно даёт полное понимание того, что происходит с колёсами, усилия оптимальны, траектория прописывается идеально. И даже несмотря на длинную колёсную базу и внушительные габариты, это одно из лучших шасси в сегменте.
Начальная стоимость Skoda Superb на российском рынке составляет 919 000 за версию с 1.8 TSI и МКПП. Тестируемый автомобиль в комплектации Elegance стоит 1 271 000 рублей плюс опции в виде 17-дюймовых дисков, дополнительных подушек безопасности, ESP, ассистента подъёма в гору, системы контроля давления в шинах, многофункционального руля, парктроников и других на сумму 254 300 рублей. В этом сегменте у Superb много противников, которые имеют более значимые позиции, начиная с соседа по концерну Volkswagen Passat (903 000–1 449 000 руб.), сходного по замыслу европейца Opel Insignia (797 000–1 354 000 руб.) и американца Ford Mondeo (799 000–1 448 000 руб.). Ещё целый ряд японок: Nissan Teana, Toyota Camry и Honda Accord, которых уже подпирают корейцы Hyundai i40 и Kia Optima. Правда, никто из перечисленных конкурентов не сравнится c Superb по пространству для пассажиров второго ряда, но зато другими может быть предложено больше полезных и комфортных функций.
Так нужен ли был рестайлинг Skoda Superb? Если бы мы получили все двигатели, как европейцы, то — да. Ещё положительно сказалась перепрошивка «мозгов» DSG. Внешний вид стал получше, но не стал сильно привлекательным, салон вообще не поменялся. Из наворотов добавилась только перпендикулярная парковка, которая покупается отдельно. Так что, если кому-то нужен особый драйв — нужно выбирать обновлённый Superb. Тем же, кто хочет сэкономить, подойдёт и дорестайлинговая версия, а кому нужны новые системы и функции — ждите четвёртого поколения.
+ Плюсы
- великолепное шасси,
- много пространства и в салоне, и в багажнике,
- качество сборки.
– Минусы
- неяркая внешность,
- небольшой комфорт для пассажиров второго ряда,
- отсутствие экономичных двигателей в России.
Технические характеристики (данные производителя)
Skoda Superb |
Elegance 2.0 TSI |
Габариты (длина / ширина / высота), мм: |
4833 / 1817 / 1462 |
Колёсная база, мм |
2761 |
Снаряжённая масса, кг |
1540 |
Объём багажника, л |
595 / 1700 |
Тип кузова |
лифтбэк |
Количество дверей / посадочных мест |
5 / 5 |
Двигатель, тип: |
TSI, рядный 4-цилиндровый, турбонаддув |
Рабочий объём, см³ |
1984 |
Максимальная мощность, л. с.@об./мин. |
200 @ 5100–6000 |
Макс. крутящий момент, Нм@об./мин. |
280 @ 1700–5000 |
Трансмиссия |
6-ступенчатая DSG |
Тип привода |
передний |
Передняя подвеска |
Независимая многорычажная |
Задняя подвеска |
Независимая многорычажная |
Разгон до 100 км/ч, с |
7,7 |
Макс. скорость, км/ч |
240 |
Расход топлива средний, л/100 км |
7,9 |