Примерное время чтения: 7 минут
3878

Сезон сорванных отпусков. Почему турфирмы продают мифические путевки?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Невъездная еда 13/08/2014

На 5 туристических компаний, сорвавших летний отдых граждан, уже приходится 5 уголовных дел о незаконных финансовых операциях. 

Сняли летние сливки

Следствие полагает, что владельцы погоревших туркомпаний знали: возможности расплатиться с партнёрами у них нет. Но продолжали продавать путёвки. При этом в некоторых случаях их ответственность перед клиентами была застрахована на суммы, значительно превышающие активы страховых компаний. Игорь Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС), уже заявил, что систему защиты российских туристов нужно усовершенствовать.

«Но действующий сегодня механизм как раз и лоббировали страховщики, - напоминает Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». - В то время, когда принимали поправки о страховании ответственности туроператоров, рынок туруслуг рос - и страховые компании рассчитывали хорошо на нём заработать. Так поначалу и было. А потом выяснилось, что принятая схема открывает большие возможности для мошенничества. Некоторые турфирмы начали создавать свои собственные страховые компании (с минимальным уставным капиталом) и страховать там свою ответственность. А дальше произошло следующее. В июле - августе выручка у туркомпаний максимальная, а осенью и зимой она падает. Стало понятно, что падение будет ещё большим из-за санкций, удорожания валюты. И у владельцев ряда фирм появился соблазн уйти с рынка вместе с большой летней выручкой. Украденные деньги наверняка уже размещены в офшорах, и рассчитывать на их возврат, даже если будет доказан факт мошенничества, не приходится».

Очередь у входа в офис турфирмы Лабиринт в Москве
Очередь у входа в офис турфирмы «Лабиринт» в Москве. Фото: РИА Новости / Владимир Песня

Михаил Аншаков говорит, что при принятии поправок чиновникам и депутатам указывали на возможные негативные последствия. Были и первые звоночки: закрытие небольших компаний и проблемы с их страховками. Но на это закрыли глаза. 

Министр не в теме?

Олег Сафонов, врио главы Ростуризма, сейчас разводит руками: мол, полномочия его ведомства таковы, что оно может только констатировать наступление негативных последствий. Получается, 63 работника Ростуризма (столько в ведомстве насчитал Росстат в 2013 г.) просто сидят и ждут, когда рухнет очередная сомнительная контора? Не многовато ли персонала для подобных наблюдений? И почему о нехватке полномочий Сафонов заявляет только в момент обрушения рынка, когда отпуск людям уже не вернут?!

Это не первое странное заявление г-на Сафонова. К примеру, он призвал россиян отдыхать в России, а не за рубежом, чтобы не стать жертвой недобросовестной турфирмы. Видимо, бывший топ-менеджер Уралвагонзавода не до конца разобрался в тонкостях доставшейся ему в управление отрасли и не понимает, что путешествия по России тоже организуют турфирмы. Или он предлагает нам отправляться в Сочи дикарями и снимать койко-места у тамошних бабушек? В этом случае снова встаёт вопрос: зачем нужен Ростуризм?

Начальник Олега Сафонова, глава Министерства культуры Владимир Мединский, пошёл ещё дальше и обвинил в жадности... не хозяев турфирм, а тех, кого они обманули. «Экономя каждую копейку, наш турист никогда не потратит лишний процент на страховку собственной путёвки. Он будет сидеть в аэропорту в Тунисе и ждать, когда государство, не несущее формально никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией, будет за свой счёт его вытаскивать», — посетовал министр. Только чем поможет страховка от невылета тому, кто о банкротстве своего турагентства узнал уже за границей и теперь не может «влететь» в Россию? Получается, и министр, что называется, не в теме. Об этом говорят и представители Ассоциации туроператоров России: по их словам, пакет предложений от Минкультуры по изменениям в отрасли противоречивый и непоследовательный. «Министр культуры Мединский, казалось, озвучил всё, что хоть когда-то звучало при обсуждении российского туррынка», — иронизируют они.

Посетители у офиса турфирмы
Посетители у офиса турфирмы. Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

«Сложившееся положение стало возможным из-за отсутствия контроля со стороны Минкультуры, которому непонятно почему подчинили стратегическую отрасль, - считает Владимир Слепак, председатель Комиссии Общественной палаты по социальной поддержке граждан и качеству жизни. - Именно стратегическую, так как в развитых странах туризм обеспечивает до 10% ВВП и создаёт миллионы рабочих мест. Гарантии потребителю в этой сфере везде даёт страхование ответственности туроператоров либо банковские гарантии. Поэтому логичнее контроль за туризмом получить органу финансовому, например Минфину». 

Как отдохнуть самостоятельно?

В условиях, когда не знаешь, какому туроператору доверить свой отдых, «АиФ» рекомендует организовывать путешествия самостоятельно.

1. Билеты можно бронировать и покупать на сайтах авиакомпаний либо при помощи поисковиков: 
  • skyscanner.ru
  • aviasales.ru
  • trip.ru
  • momondo.com
  • anywayanyday.com

2. Забронировать жильё можно на сайтах:

  • hotels.com (отели)
  • booking.com (отели, хостелы, апартаменты)
  • airbnb.com (квартиры)

3. Экскурсовода в том или ином городе ищите на сайтах местного русско­говорящего населения.

4. Медстраховку купите в офисе страховой. Некоторые компании оформ­ляют полисы через Интернет.

5. Купив авиабилеты и страховку и забронировав отель, вы сможете оформить визу. Список необходимых документов ищите на сайте визового центра выбранной страны. 

О том, какие документы нужны, чтобы вывезти ребенка за границу — в памятке АиФ.ru>>

Что делать?

Туристы, уже купившие путёвку, бесправны. Они не могут даже позвонить в отель или авиакомпанию, чтобы узнать, оплачено ли их проживание и билеты, объяснила нам руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова. Туркомпании выкупают места блоками, фамилии туристов могут отослать в гостиницу или авиакомпанию перед вылетом. Страховка от невылета не спасает - она работает только в случае болезни застрахованного или при отказе в визе, но не при банкрот­стве турфирмы. Создать механизмы защиты потребителя должно государство. Предлагается ввести обязательное лицензирование турфирм. Это хорошая идея, считают в обществе прав потребителя, но даже имеющие лицензию компании нужно постоянно проверять. Их отчётность должна быть прозрачной, чтобы любой мог зайти на сайт компании и посмотреть, какие долги за ней имеются и как она их погашает. На страховом рынке необходимы новые продукты, защищающие именно в случае банкротства турфирмы.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах