827

Асуанские мумии: куда приводят нетуристические тропы

На древнем кладбище Фатимидов мумий гораздо больше, чем мавзолеев. Фото Александра Ингилевича

Окончание. Начало в «АиФ. Без границ», № 51, 2011 г.

«От старой каменоломни на южной границе Асуана дорога ведёт мимо мавзолеев эпохи Фатимидов - через древнее кладбище. Незаметно мы оказываемся в дальней, заброшенной его половине. Это просто ничем не огороженный холм, часть пустыни. Смотрителей тут нет. Кругом бегают тощие рыжие псы. Жаркий ветер гонит мусор мимо могил, полузасыпанных барханами. И вдруг мой взгляд падает на одну из них. Из песка торчат… плечо и бок мумии. Головы у неё нет. Перекрестившись и c осторожностью глядя под ноги, мы пробираемся дальше…»

Такие впечатления от путешествия по Нубии - южной провинции Египта - вынес Александр Ингилевич, дейст­вительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео». Вместе с членами клуба он прошёл по Нилу на парусной лодке-фелуке, познакомился с бытом нубийских деревень, убранством коптских христианских храмов и другими достопримечательностями Египта, малодоступными для большинства туристов.

Вавилонское жилище

К вечеру, поднявшись от города Асуан на несколько десятков километров вверх по Нилу, мы прибываем в нубийскую деревню. В ней живёт сестра нашего кормчего, капитана фелуки Ибрагима. Солнце уже близко к закату, и стены домов, раскрашенные, кажется, во все оттенки жёлтого цвета, становятся ёще более яркими...

Прежде чем ввести в свой дом, Ибрагим подводит нас к большому оцинкованному корыту под навесом и с беспечным видом откидывает его крышку. Внутри едва копошатся маленькие и вконец замученные крокодильчики. В ответ на наш безмолвный вопрос он разъясняет: «На всякий случай - для туристов...». Хотя туристов в этом селении, расположенном на небольшом островке в верхнем, нубийском, течении Нила, почти не бывает. Крокодилы тут тоже не водятся: знаменитая Асуанская плотина, перегородившая здешний Нил, лишила его разливов, а заодно и крокодилов с бегемотами.

Внутри дом оказывается богато разукрашен национальными нубийскими орнаментами. Тем не менее в комнатах всё достаточно аскетично: кровать, диван, кресла, небольшой телевизор. Песчаные полы. И невероятное множество самых разных пристроек, лестниц, коридоров, чуланов и прочих бытовых помещений. «Так принято, - рассказывает Ибрагим, - дом, как Вавилонскую башню, всё время перестраивают. Семья-то большая: кто-то женится или выходит замуж, рождаются дети. Значит, нужно ещё одно отдельное помещение. Для новой «ячейки общества» строят комнату - мини-домик. Вот и получается, что у каждого своя жилплощадь с выходом на первый или второй этаж. Все постройки соединены друг с другом двориками и террасами. В середине общий двор, где все сходятся на ужин...»

Деревни на Ниле не богаче, чем на Волге.. Деревни на Ниле не богаче, чем на Волге... Фото Александра Ингилевича

Нубийский реггей

Когда уже совсем темнеет, мы переправляемся на соседний остров в родную деревню самого Ибрагима. Она освещается только звёздами и редким светом из окон. Окна в нубийских домах чаще всего выходят не на улицу, а во внутренний двор. Поэтому совет: отправляясь в плавание по Нилу, запасайтесь батарейками для фонаря...

Узкие улочки, глухие стены, вход в дом - просто дверь в стене. Мы полулёжа размещаемся под открытым небом на мягких матах. Мать Ибрагима приносит нехитрый ужин: жареные бобы, хлеб, крепкий чёрный сладкий чай. Наш корм­чий негромко включает магнитофон с инструментальными записями собственного сочинения - смесь африканских тамтамов и музыки реггей. Мотивы её - отчётливо мусульманские...

«Нубийцы, - комментирует Ибрагим, - по вере в основном мусульмане. Копты-христиане составляют тут примерно десятую часть населения. В любой большой деревне, а тем более в городе обязательно есть киниса - коптс­кая церковь. Но чаще, разумеется, встречаются мечети...» 

Скамейки в коптской церкви стоят, как в костёле Скамейки в коптской церкви стоят, как в костёле. Фото Александра Ингилевича

Флаги на мавзолеях

На рассвете Ибрагим снова ставит парус. Мы возвращаемся обратно в Асуан и там, в переулках за Нубийским музеем, находим кладбище династии Фатимидов - скопление причудливых строений из сырцового кирпича с куполами на крышах.

Местами старые гробницы напоминают руины: во время аномального ливня с ураганом, случившегося в конце XIX в., с мавзолеев отпали мраморные надписи, после чего гробницы увезли в Каир, не отметив, каким могилам они принадлежали. В итоге даты и имена людей, в них погребённых, были потеряны навсегда. Некоторые усыпальницы, наоборот, украшены флагами и содержатся в лучшем состоянии, чем остальные. Они принадлежат местным святым...

У ворот к нам подходит пожилой смотритель в галабее - длинной просторной рубахе до пят с широкими рукавами. Его седая голова повязана платком небесного цвета. Он взглядом приглашает нас пойти за собой. Мы понимаем, что и без него запросто погуляли бы по кладбищу. Однако придётся всё-таки раскошелиться и заплатить фунтов 10 на выходе…

Старик-нубиец подводит нас к могиле местного шейха, щедро посыпанной порошком ярко-синего цвета индиго, а потом предлагает купить у него деревянные чётки - по-арабски «сэбха». Позже выясняется, что они привезены из Иерусалима...

Если поискать, то неподалёку отыщется и православная святыня - коптская церковь Марка и Михаила, самый большой христианский храм Египта. Огромное светлое здание - базилика с двумя башнями-колокольнями, напоминающими минареты. Рядом ней восседает ещё один смотритель - тоже пожилой, немногословный нубиец. Увидев нас, он встаёт со своего складного стула в тенёчке, так же молча достаёт из складок одеяния здоровенный ключ на цепи и открывает массивную резную дверь из кедра.

Внутри нас поражает разлитое повсюду яркое сияние золотого оттенка: и окна, и витражи сделаны из стекла жёлтого цвета. Ощущение какого-то праздника - только что закончившегося или ещё не наступившего…

Первый этаж по убранству напоминает церковь св. Шенуды в Хургаде, второй ближе к православной традиции. Особенность - скамьи для прихожан, как в католическом костёле. А так очень похоже на Россию: резной иконостас с царскими вратами, лампады, подставки для свечей. И свечки при входе - кстати, бесплатно.

Из «АиФ. Без границ» № 52

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество