Примерное время чтения: 12 минут
2956

Корабль без мачты: о самом неудачном сезоне российского биатлона в XXI веке

Стрельбище с упавшей мачтой освещения на стадионе.
Стрельбище с упавшей мачтой освещения на стадионе. РИА Новости

Из книжек Роберта Льюиса Стивенсона и Рафаэля Сабатини мы с самого детства знаем, что корабль становится лёгкой добычей пиратов в тот момент, когда вражеский выстрел попадает в мачту и она падает, оставляя корабль как без шансов совершить манёвр, так и без скорости, чтобы скрыться. На последнем этапе Кубка мира по биатлону в российском Ханты-Мансийске у нас появилась возможность сравнить нашу сборную как раз с таким терпящим бедствие кораблём.

Никому не нужные гонки

Российский этап Кубка мира завершился раньше намеченного срока, да ещё и форс-мажором. Из-за сильного порыва ветра прямо на стрельбище, где обычно решается судьба биатлонистов, рухнула одна из осветительных мачт.

Это произошло в предпоследний день этапа. На следующие сутки ещё должны были пройти две гонки: мужской и женский масс-старты. Однако в свете последних событий их решено было не переносить, а просто отменить. Победитель общего зачёта Кубка мира, как это бывает в подавляющем большинстве случаев, и у мужчин, и у женщин был определён заранее. Российский этап практически становился пустой формальностью, от которой спортсмены хотели поскорее избавиться, чтобы уехать на долгожданный летний отдых.

Последняя гонка, конечно, могла внести определённые коррективы в расклад сил, даже в общем зачёте. Например, мог вернуть себе вторую строчку лучший из россиян, Антон Шипулин, за день до этого опустившийся на третью позицию. Но, видимо, организаторам это кажется настолько незначительной «вознёй в песочнице», что затягивать время и задерживать биатлонистов ради этого в Ханты-Мансийске никто не стал. Махнули рукой на два последних этапа и разъехались.

Стены не помогли

Думаете, первыми, кто выступил бы против такой ситуации, были бы члены сборной России? Логика подсказывает, что так и должно быть. Но, если взять ситуацию в целом, сборная России, хоть никогда этого и не признает, больше остальных должна была желать скорейшего завершения этого сезона, одного из худших, если не худшего в XXI веке.

Так уж получилось, что российский этап, пока единственный, следовал сразу за чемпионатом мира. А мировое первенство стало для нашей команды самым провальным в истории. Российские биатлонисты не завоевали ни одной медали. Такое в последний раз было в 1978 году. Но тогда и гонок было не 11, а всего 3. Немудрено ни разу не выиграть, в отличие от 2016 года.

Нам можно было надеяться на громкий хлопок дверью — хотя бы какой-то успех на домашних трассах, в гонках, которые проходят при тотальной поддержке отечественных болельщиков. Вместо этого российские спортсмены в четырёх гонках, которые успели провести в Ханты-Мансийске, не то что на подиум ни разу не поднялись, они даже в цветочных церемониях участия не принимали. Да что там, ни один из них ни разу не попал даже в десятку сильнейших. Обычно говорят, что дома и стены помогают. Вот только в биатлоне стен нет. Есть сугробы, мишени и коврики. А стен нет. Вот они и не помогли.

Когда на стрельбище рухнула мачта, особо остроумные болельщики начали обсуждать, что сама судьба против того, чтобы в этом сезоне российские спортсмены ещё хоть раз выходили на старт и финишировали с позором. Более того, сейчас, когда всё это произошло, становится понятно, что для России более логичного окончания сезона трудно было бы придумать.

Татьяна Акимова (Россия), получившая приз Международного союза биатлонистов в номинации «Новичок года» на Кубке мира по биатлону сезона 2015/16, на церемонии награждения в Ханты-Мансийске.
Татьяна Акимова (Россия), получившая приз Международного союза биатлонистов в номинации «Новичок года» на Кубке мира по биатлону сезона 2015/16, на церемонии награждения в Ханты-Мансийске. Фото: РИА Новости

Но шутки шутками, а все понимают, что на домашнем этапе подвела психология. У кого после такого провального чемпионата мира не опустятся руки. А тут ещё и давление со стороны прессы и болельщиков, и необходимость выступать дома… Ведь понятно, что даже в плохой форме четыре гонки без попадания в десятку — не уровень сборной России.

Худший сезон в XXI веке

Где-то выше уже было упомянуто, что этот сезон у сборной России может смело претендовать на звание худшего в нынешнем веке. И наверняка будет в числе самых провальных за всю историю отечественного биатлона.

Сезон 2015/16 сборная России завершила с 19 медалями в своём активе. Мужская сборная, хоть и набрала в Кубке наций очков меньше, чем в прошлом году, но всё же шагнула на одну строчку вперёд, переместившись с 4 на 3 место. Женская команда второй год покоится на низком для себя шестом месте.

По общему количеству медалей этот сезон можно сравнить лишь с сезоном 2010/11 годов, когда наша команда завоевала такое же количество драгоценных медалей, только вместо 5 золотых кругляшей мы собрали лишь 3 при 6 серебряных и 10 бронзовых. В этом году к пяти медалям высшего достоинства мы прибавили 4 серебря и 10 бронз. Но нужно понимать, что тот год был постолимпийский. Причём он следовал за провальной Олимпиадой Ванкувера, когда команду покинуло большое количество спортсменов. В этом же сезоне над российской сборной провал на Олимпиаде не довлел.

Всё бы ничего, но вот только более трети всех наград пришлось на один этап — итальянскую Атерсельву, где россияне добавили в собственную копилку семь медалей, четыре из которых были золотыми. На протяжении всего остального сезона наши побеждали лишь раз. В итоге имеем провальный сезон с небольшим всплеском в середине.

Антон Бабиков (Россия) получил приз Международного союза биатлонистов в номинации «Новичок года» на девятом этапе Кубка мира по биатлону сезона 2015/16 в Ханты-Мансийске.
Антон Бабиков (Россия) получил приз Международного союза биатлонистов в номинации «Новичок года» на девятом этапе Кубка мира по биатлону сезона 2015/16 в Ханты-Мансийске. Фото: РИА Новости

Для сравнения можно вспомнить самый успешный сезон XXI века. На это звание есть сразу два претендента. Первый — сезон 2007/08 годов, когда в общей копилке российской сборной покоился набор из 51 медали: 11 золотых, 23 серебряных и 17 бронзовых. Второй сезон — олимпийский, 2009/10 годов. Тогда мы провалили главный старт, но в остальном выступили выше всяких похвал, завоевав рекордное для нас количество «золота» — 14 медалей. Их дополнили 12 серебряных и 6 бронзовых.

Кто виноват?

Естественно, под конец у любого россиянина возникают, как, наверное, возникли бы и у любителя биатлона любой другой нации, два резонных вопроса, которые у нас принято называть «русскими»: кто виноват и что делать?

До этого момента виноватого во всём в российском биатлоне найти было просто: бывший главный тренер всей нашей сборной, немец Вольфганг Пихлер. Его изначально выбрали в качестве удобного козла отпущения и обвиняли во всех возможных грехах. Был и другой «ответственный» — бывший президент Союза биатлонистов России, миллиардер Михаил Прохоров, который на протяжении нескольких лет вливал миллионы евро в наш спорт, а в конце всё равно остался крайним.

Но теперь дела обстоят по-другому. Даже в прошлом году при желании ещё можно было узреть в неполадках сборной России влияние Пихлера, но в 2015/16 годах эта отговорка уже не поможет. На старт выходят спортсмены, либо отошедшие от олимпийского сезона, либо и вовсе в нём не принимавшие активного участия. В тренерском штабе работают совершенно другие люди, некоторые из которых, кстати, выступали в роли горячих критиков Пихлера. Но и у них ничего не выходит.

Габриэла СоукаловаГабриэла Соукалова (Чехия), завоевавшая большой Хрустальный Глобус за победу в общем зачете Кубка мира по биатлону сезона 2015/16, на церемонии награждения в Ханты-Мансийске.
Габриэла Соукалова (Чехия), завоевавшая Большой хрустальный глобус за победу в общем зачёте Кубка мира по биатлону сезона 2015/16, на церемонии награждения в Ханты-Мансийске. Фото: РИА Новости

Крайнего, конечно, найдут. В худшем случае, на тренерском совете в Ханты-Мансийске, который будет приурочен к чемпионату России, крайних будет несколько. С огромной долей вероятности можно утверждать, что ими станут тренеры, которые неправильно готовили правильных спортсменов. Так всегда бывает. Спортсмен, если он следовал указаниям наставника, как это делали все россияне, и не был замечен в нарушениях режима, ни при делах: он — пластилин, из которого тренер лепит всё, что хочет.

Совершенно другой вопрос — что делать? На него мы не можем найти ответ вот уже долгие годы, с упомянутого уже сезона 2009/10, который, «благодаря» Олимпиаде, всё равно считаем неудачным. Кто бы мог подумать, что мы будем вспоминать те 14 золотых медалей с такой ностальгией. Ответ на вопрос «что делать?» всё время кружится где-то рядом.

Мартен Фуркад (Франция), завоевавший большой Хрустальный Глобус за победу в общем зачете Кубка мира по биатлону сезона 2015/16, на церемонии награждения в Ханты-Мансийске.
Мартен Фуркад (Франция), завоевавший Большой хрустальный глобус за победу в общем зачёте Кубка мира по биатлону сезона 2015/16, на церемонии награждения в Ханты-Мансийске. Фото: РИА Новости

В этом сезоне мы нащупали его в Италии, но потеряли на просторах Америки, откуда биатлонисты вернулись откровенно не в форме. Что же, тренеры будут искать ответ на него в следующем сезоне, бесконечно тасуя спортсменов по группам, отправляя их то в равнины, то на тренировки в горы, заставляя отстреливать тысячи и тысячи патронов. А мы опять будем надеяться, что ответ в следующем сезоне уж точно будет найден. Позже нельзя, позже — Олимпиада.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы