Примерное время чтения: 6 минут
1447

Эксперт по борьбе с допингом: скандал — это политика без примеси спорта

Сюжет Допинг-скандал в российском спорте
Илья Питалев / РИА Новости

Допинг-скандал с российскими легкоатлетками не утихает, а вопросов становится всё больше. Свои вопросы «АиФ» адресовал Николаю Дурманову, известному российскому эксперту по вопросам допинга.

Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Существует расхожая теория: в медалях и рекордах спортсменов заинтересованы целые корпорации (спонсоры), а может быть, и страны. Именно они не скупятся на создание самых современных лабораторий по производству препаратов, которые пока допинг-контроли не в состоянии выявить.

Николай Дурманов: Нет за допингом в профессиональном спорте никаких крупных «спонсоров». Ни подземных институтов с охраной по периметру, ни сети тайных лабораторий, ни всклокоченных гениев-учёных с цветными пробирками в руках. 

То есть, конечно, и институты, и лаборатории с учёными существуют и занимаются крайне интересными, а иногда опасными разработками под завесой строжайшей секретности. Разработками по повышению силы и выносливости, усилению обмена веществ, восстановлению, ускорению нервных реакций и многого другого. Но это в военной медицине, в обычной гражданской медицине, в фармакологии, в индустрии «боди-имиджа» — всех этих косметиках, фитнесах, похуданиях и прочих. Потому что здесь интересно — здесь его величество рынок. И какой! На многие сотни миллиардов долларов, если не на триллионы. Здесь потенциальные потребители, и имя им легион, а точнее — по данным маркетологов — миллиард человек.

А профессиональный спорт — ну что спорт? Шума много, а рынок вот такусенький. Да ещё всё запрещено, и антидопинговые службы лежат в засаде. Никто, никто из серьёзных разработчиков средств повышения силы, выносливости и прочих ценных качеств со спортом высших достижений связываться не будет. Это не интересно по деньгам — да-да, совершенно не интересно, по сравнению с похуданием или омоложением! Это опасно для репутации и для свободы, если история всплывёт — а она всенепременно всплывёт, потому что элитные спортсмены живут под микроскопом.

Так что допинг в спорте — это либо объедки со стола «большой фармакологии», которая что-то там выдумывает для медицины, либо наколенное творчество мелких боевых групп химических энтузиастов. Последнее не может не тревожить — эти самые энтузиасты в принципе не способны оценить безопасность своих фармацевтических поделок, не говоря уже об отдалённых последствиях для здоровья.

Но так устроен наш несправедливый мир, что даже фармакологических объедков хватает, чтобы антидопинговые службы имели бледный вид и постоянную головную боль. Уж очень много новых и очень мощных лекарств стало появляться в медицине. А значит — просачиваться в спорт потихоньку. И со многими из них пока непонятно в принципе, что делать, как ловить.

— Помните ли вы, чтобы Всемирное антидопинговое агентство так ополчилось на какую-то другую страну. Ведь норвежских биатлонистов никто не отстранял. А о скандалах с китайцами мы вообще не слышали?

— Именно такого прессинга, который мы имеем в случае с Россией, я не припоминаю. Да и на память уже не надеюсь. Годы…

— Почему Международная федерация лёгкой атлетики (ИААФ) так послушно поверила выкладкам Всемирного антидопингового агентства и отстранила Россию от легкоатлетических соревнований?

— А это потому, что ИААФ чувствует себя неважно. Как кошка, которую только что постирали вместе с бельём в стиральной машине. И мокро, и больно, и обидно. Ведь вся верхушка федерации обвинена в коррупции и посажена под арест или подписку о невыезде в связи с уголовными делами. Это вам не лозаннский спортивный арбитраж, это суд Франции (при закулисной поддержке ряда других бенефициаров, которых в нашем политическом обиходе принято называть «наши партнёры»). Тут присесть на несколько лет — раз плюнуть.

Вот новое руководство ИААФ и вибрирует частой дрожью — оно не вполне уверено, что гроза минула и шорт-лист номинантов Министерства юстиции Французской республики окончательно сформирован. Вдруг ещё имеются вакансии? Тут не то что на Россию с допинговыми претензиями — тут на Папу Римского с обвинениями в ереси попрёшь, если прикажут…

— Что всё-таки не так с Московской антидопинговой лабораторией, которую обвинили в уничтожении почти полутора тысяч допинг-проб?

— Ну дались всем эти пробы! Лабораторию обвинили в том, что она является главной точкой распространения допинга в стране, коррупционным узлом связи, средоточием активности спецслужб, мировым центром зла. А директора лаборатории обозвали земляным червяком и потребовали его прилюдного сожжения и четвертования. А мы — «как там с пробами?», «пробы выкинули нечаянно или специально?», «есть ли в выкидывании проб факт нарушения существующих правил?». Люди! Плюньте на пробы. Не до них. 

— Сейчас говорят, что, может быть, и не было бы так много допинговых скандалов, если бы у нас была в спорте нормальная научно-медицинская база. Из-за нехватки кадров на местах, которые могут работать над улучшением ресурсов организма, и начинаются таблетки?

— Без ответа, ничего нового не скажу.

— На ваш взгляд, в данном случае превалирует больше спортивная или политическая составляющая?

— Это чистая, высокой степени дистилляции, хорошо укупоренная политика. Без примеси спорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы