Примерное время чтения: 14 минут
18037

«Я боролся за себя». Гений и «злодейство» Виктора Корчного

Виктор Корчной.
Виктор Корчной. / Владимир Родионов / РИА Новости

Материал обновлен 10 марта 2018 года

Порхающий, как бабочка, и жалящий как пчела

«Да, Корчной выиграл шахматный турнир... я болела за Таля. Он отстал на пол-очка...» Эту фразу отлично помнят все поклонники классики советского кино — комедии «Берегись автомобиля».

Те, кто на рубеже 1970-х-1980-х был погружен в актуальную повестку дня, помнят сражение «добра и зла» в шахматах, где «нашему» Анатолию Карпову противостоял «отщепенец и негодяй» Виктор Корчной.

Новость о смерти шахматиста пришла вслед за новостью о смерти Мохаммеда Али. Увы, весь мир не будет оплакивать Корчного, так как он оплакивает великого боксера.

Между тем, у этих двух людей из таких далеких друг от друга видов спорта много общего. И тот, и другой были крайне амбициозны, рвались к победе изо всех сил, безжалостно сокрушая стоящих на пути конкурентов. Вот только Али стал чемпионом мира, а Корчной до этого титула так и не добрался.

Но если воинственный в годы карьеры Мохаммед Али в последние десятилетия жизни был превращен в благообразного и правильного героя, то Корчной оставался «неправильным» до самого конца. Компромиссов он не признавал, объявляя войну сразу всем, и с легкостью записывая во враги вчерашних друзей.

«Я никогда не был вундеркиндом»

В 13 лет Витя Корчной, переживший блокаду и потерявший на войне отца, пришел в шахматный кружок ленинградского Дворца пионеров. По нынешним меркам, это очень поздно — сегодня вундеркинды к этому времени уже получают звания гроссмейстеров.

«Я никогда не был вундеркиндом, не только в шахматах, ни в чем. Мне всё давалось с трудом», — говорил сам Корчной.

У него действительно было гораздо меньше врожденных способностей, нежели у его будущих соперников. Зато Корчной превосходил почти всех по самоотдаче, упорству, настойчивости, одержимости и желанию побеждать.

В 1947 году Виктор Корчной стал чемпионом СССР среди юношей, и после этого медленно, но верно шел вверх по лестнице достижений.

В 25 лет он стал гроссмейстером, после чего на несколько лет ушел в тень. Прорыв случился в 1960-м — в родном Ленинграде он впервые стал чемпионом СССР.

Выиграть чемпионат СССР по шахматам в ту пору было ничуть не легче, чем стать лучшим в мире. В период с 1960 по 1964 годы Корчной сделал это трижды, застолбив себе место в шахматной элите.

Виктор Корчной, 1972 г.
Виктор Корчной, 1972 г. Фото: РИА Новости/ Виталий Арманд

Честь шахматной короны

В 1961 году Михаил Таль и Михаил Ботвинник готовились к матчу-реваншу за звание чемпиона мира. Каждый из гроссмейстеров собирал команду помощников для подготовки. Получить в не приглашение — высокая честь и признание заслуг. Корчного приглашали оба участника матча за мировую корону, но он отказался. Шахматист посчитал это неэтичным, поскольку рассматривал и Таля, и Ботвинника как соперников, у которых собирался эту самую корону отнять.

Подобная уверенность в себе многим может показаться самоуверенностью, но в этом и был весь Корчной. Звание чемпиона мира было его главной целью, и ради ее достижения он был готов на все.

В мире шахмат было огромное количество людей, которые сначала были друзьями Корчного, а затем становились его злейшими врагами. Причина одна — в какой-то момент они становились для Корчного препятствием на пути к званию чемпиона мира.

Во время эпохальных матчей против Карпова широко обсуждалось некорректное поведение Корчного за доской, его провокации, попытки вывести соперника из себя.

На самом деле ничего нового в этом не было — вопреки представлениям обывателей, шахматы высшего уровня отнюдь не джентльменский спорт. Есть тысяча и один метод выведения соперника из равновесия, и Корчной по этой части был докой.

«Он строил рожи и скреб ногтями по столу»

«Корчной начал мешать мне играть! Когда шли мои часы, строил рожи. Фыркал. Но самое отвратительное — принимался скрести ногтями по столу. Некоторые не переносят этот звук. Собираясь предложить ничью, Корчной вызывал судью — передавал через него. Хотя сижу напротив — говори, что хочешь», — это воспоминания о Корчном не Карпова, а другого экс-чемпиона мира, Бориса Спасского.

Сохранять свой уровень игры под таким давлением было непросто. Один из постоянных соперников Корчного, еще один обладатель титула чемпиона мира Тигран Петросян, стал регулярно проигрывать ему из-за неумения сохранять хладнокровие в этих ситуациях.

По воспоминаниям современников, Корчной во время партий пинал Петросяна ногами под столом. Сорвавшийся Петросян отвечал Корчному тем же, но ленинградец при этом продолжал играть на высоком уровне, а представитель Армении, теряя равновесие, терпел поражения.

В 1974 году Виктор Корчной добрался до финального матча претендентов, за которым уже виднелась заветное звание чемпиона мира. Тем более, что его носитель Роберт Фишер не горел желанием продолжать шахматную карьеру.

Слева направо: Виктор Корчной, Анатолий Карпов, Тигран Петросян и Лев Полугаевский на торжественном закрытии 41-го чемпионата СССР по шахматам, 1973 г.
Слева направо: Виктор Корчной, Анатолий Карпов, Тигран Петросян и Лев Полугаевский на торжественном закрытии 41-го чемпионата СССР по шахматам, 1973 г. Фото: РИА Новости/ Игорь Уткин

«Не я первый начал, это советские власти втянули меня в войну»

Соперником Корчного стал молодой и одаренный Анатолий Карпов. В интервью перед матчем Корчной говорил, что его визави еще слишком молод для встречи с Фишером, и что, обыграв его, он спасет Карпова от незавидной участи. Карпов особо не возражал, замечая: «Это не мой претендентский цикл».

Но матч закончился победой Карпова, и Корчной сорвался. Он дал интервью югославским СМИ и агентству ТАНЮГ, в котором негативно высказался в адрес победителя, а главное — намекнул, что его проигрыш был результатом давления «сверху».

Это было некрасиво, несправедливо, но это был классический Корчной. Он видел, что более молодой соперник, вынырнувший из ниоткуда, имеет все шансы не подпустить его к той цели, к которой Корчной шел много лет.

Спорткомитету СССР выпады Корчного категорически не понравились, и гроссмейстер попал под санкции, лишившись части заработка и возможности выезжать за рубеж. Когда же выезд снова открыли, Виктор Корчной после очередного турнира отказался возвращаться в СССР.

«Миллионы считают меня диссидентом, человеком, который боролся за то, чтобы Советский Союз распался. Но это не так. Я просто хотел играть в шахматы. И бежал из Союза, потому что моей карьере угрожала опасность. Не я первый начал, это советские власти втянули меня в войну. Можно считать так: борясь против СССР, я боролся за себя», — писал Корчной в своих книгах, вышедших за рубежом.

Виктор Корчной на презентации своего двухтомника «Мои 55 побед белыми», «Мои 55 побед черными», 2004 г.
Виктор Корчной на презентации своего двухтомника «Мои 55 побед белыми», «Мои 55 побед черными», 2004 г. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин

«Советы против антисоветчика»

Книги Корчного не нужно читать неподготовленной аудитории, ибо количество негатива в отношении коллег по ремеслу там просто зашкаливает.

Состояние войны против всех невероятно бодрило Корчного. Возможно, он даже специально читал советскую прессу со статьями о себе, чтобы разжигать свой боевой пыл.

В 1978 году Виктор Корчной вышел на матч за звание чемпиона мира против Анатолия Карпова. Матч, проходивший на Филиппинах, в городе Багио, привлек внимание мировых СМИ благодаря противостоянию «Советы против антисоветчика».

Здесь Корчной показал себя не просто большим шахматистом, но и выдающимся шоуменом. Он включил в свою команду каких-то местных гипнотизеров, оказавшихся причастными к террористической группировке, он строчил один протест за другим, обвиняя команду Карпова в том, что она подсказывает ему при помощи йогуртов. Мастер психологической войны, Корчной обвинял Карпова в том, что входящий в советскую делегацию доктор Зухарь своим негативным воздействием сбивает его, Корчного, с мысли.

Никогда еще «желтая пресса» всего мира не писала столько о шахматах. Корчной обличал СССР, заявляя, что все советские шахматисты в едином строю заняты подсказками Карпову, и только поэтому Анатолий еще не проиграл.

В итоге Карпов победил со счетом 6:5, а много лет спустя Корчной сказал: «Если говорить объективно, все же не советская власть, а слабости моего характера помешали мне выиграть чемпионат мира».

Жизнь во имя шахмат

В 1981 году Корчной еще раз получит право сыграть с Карповым за звание чемпиона мира, но матч в итальянском Мерано уже не будет иметь прежнего накала. Карпов вошел в эпоху расцвета своего таланта, и Корчному биться с ним было уже не под силу. В итоге Карпов выиграл со счетом 6:2.

Так близко к званию чемпиона мира Виктор Корчной больше не подходил, но продолжал успешно выступать на крупнейших международных турнирах.

Корчной играл и в 1980-х, и в 1990-х, и в начале 2000-х, демонстрируя удивительный пример спортивного долголетия. Не только ровесники Корчного, но и пара последующих поколений отошли от активных выступлений, а упрямый уроженец Ленинграда все играл и играл.

«Сейчас я гораздо более разносторонний шахматист, чем 40 лет назад», — заявлял Корчной, которому было уже далеко за 70.

В 2011 году, в возрасте 80 лет, он еще побеждал на турнирах. Но в 2012 году он перенес инсульт, последствия которого устранить уже было невозможно. Однако, едва оправившись от болезни, плохо говорящий и передвигающийся на инвалидном кресле Корчной снова сел за шахматную доску.

С Корчным можно было не соглашаться, его можно было не любить за многие слова и поступки, но нельзя было не уважать за верность шахматам и невероятную жажду борьбы.

В 1972 году на экраны СССР вышел фильм «Гроссмейстер» с Андреем Мягковым в главной роли. В фильме снялся весь цвет отечественных шахмат. Роль тренера главного героя сыграл Виктор Корчной. По общему мнению, сыграл блестяще. И дело тут не в артистическом таланте — Корчной не играл, а жил, находясь в привычной для себя стихии.

Загробная партия

В биографии Виктора Корчного есть шахматная партия, которой нет больше ни у кого — он встречался за доской с умершим шахматистом.

В 1985 году Вольфганг Айзенбайс, исследователь параномальных явлений, предложил Корчному сыграть с духом великого шахматиста прошлого. Корчной согласился. Связь с загробным миром взялся поддерживать немецкий медиум Роберт Ролланс.

Корчной назвал трех великих усопших гроссмейстеров, с кем он хотел бы сразиться за шахматной доской: Капабланка, Керес, Мароци. 15 июня 1985 года он получил сообщение, что вызов принял Геза Мароци, знаменитый венгерский гроссмейстер первой трети XX века.

По воспоминаниям Корчного, он ко всей этой затее отнесся со скепсисом и сперва не очень напрягался. Его загробный противник действительно, начал очень слабо. Но уже на 27 ходу дух Мароци нашел несколько оригинальных решений и Корчной по его словам «стал сомневаться в своей безоговорочной победе».

Поединок растянулся на 7 лет и 8 месяцев — передача ходов с того света на этот и обратно занимала много времени. 11 февраля 1993 года на 47-м ходу Геза Мароци сдался.

Виктор Корчной скончался 6 июня 2016 года в Швейцарии.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы