Примерное время чтения: 7 минут
6937

«Все стало грязью». Анатолий Карпов о том, как политика добралась до шахмат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Премьерный спектакль 13/07/2022
Анатолий Карпов.
Анатолий Карпов. www.globallookpress.com

Ян Непомнящий досрочно выиграл турнир претендентов и теперь должен побороться за шахматную корону с Магнусом Карлсеном. Они уже встречались в 2021 году в матче за звание чемпиона мира (норвежец крупно обыграл россиянина). Но то было в прошлой жизни, когда Россия ещё не была главным изгоем спорта.

Что может помешать сейчас матчу Непомнящего с Карлсеном? Как спорт заразился потерей памяти? Просчитала ли Европа последствия ходов, сделанных против Москвы? Об этом — разговор aif.ru с 12-м чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым.

На поводу у политики

Виктория Хесина, aif.ru: Анатолий Евгеньевич, может ли произойти нечто в духе времени, когда скажут: «Извините, санкции. Русского шахматиста в мировом матче не будет»?

Анатолий Карпов: Вряд ли такой вопрос встанет на повестку. Во-первых, самого Карлсена, как мне известно, это не волнует. Если он и откажется, то не по политическим причинам (норвежец ещё в 2021 году говорил, что может не выйти на матч за шахматную корону, если его соперником будет не француз иранского происхождения Фируджа, а кто-то иной. — прим. ред.) Во-вторых, всё-таки в шахматах влияние чемпиона мира остаётся большим. Никто не может запретить Карлсену играть с Непомнящим или Карякиным, если он захочет. Как решит, так и сделает. И федерация (ФИДЕ) его не остановит. Которая, кстати, раньше никогда не шла на поводу у политики. В том числе, когда мы бились с Корчным в 1978 году. Да, советские спортивные руководители, может, и занимались околошахматными делами, но ФИДЕ находилась в стороне. О чем говорить, если даже после Нюрнбергского процесса там и мысли не было обсуждать: а могут ли члены нацистской партии, не замешанные в преступлениях, играть? Если не военные преступники, пусть соревнуются.

Как-то подзабыли «спортивные лидеры», в том числе и в МОК, все заветы Кубертена, оберегавшего спорт от любой дискриминации. Я их беру именно в кавычки, поскольку всё чаще в тех рядах оказываются случайные люди, не имеющие отношения к спорту.

— Зато в 2022 году ФИДЕ дисквалифицировала Сергея Карякина — лишь за то, что тот поддержал в соцсетях спецоперацию на Украине.

— У меня нет слов, чтобы комментировать это бредовое решение. Если ФИДЕ продолжит в том же духе, она просто развалится. Руководство федерации открещивается: мол, это не мы, а комиссия по этике. А кто, простите, наделил эту комиссию полномочиями решать такие важнейшие вопросы?

Как-то подзабыли «спортивные лидеры», в том числе и в МОК, все заветы Кубертена, оберегавшего спорт от любой дискриминации. Я их беру именно в кавычки, поскольку всё чаще в тех рядах оказываются случайные люди, не имеющие отношения к спорту. ВАДА, все усилия которой в последние годы направлены против одной стороны, целиком состоит из таких. Политика и допинг смешались, всё стало полной грязью: флаг снять, гимн заглушить. Шахматы, к сожалению, тоже не стали исключением. И туда политика залезла.

Кто и чего лишился? 

— Школы Анатолия Карпова есть в 40 странах мира, в том числе в Северной Америке и Европе. Они до сих пор работают?

— Да. Но я не могу поехать туда, поскольку меня, как и большинство депутатов, включили в санкционный список. По этой же причине я не могу открыть новые школы в Европе, хотя есть договорённости в Португалии, Хорватии, Италии. Зато сделал это в Узбекистане, собираюсь полететь туда и начать обучение студентов Ташкентского государственного экономического университета. С предложением открыть школу обратилась ко мне и Киргизия. Пока работаем в этом направлении.

Включая меня в список, они, видимо, считали: все только и мечтают, что о Европе. Да, она красивая, есть замечательные города, но я уже столько раз везде был, всё видел... Кроме того, я так перегружен, что не ощущаю отсутствия возможности куда-то поехать.

Они не меня чего-то лишают, а своих детей. Не встречусь я с детьми немецкими, зато встречусь с узбекскими. Моё пространство заполнится, у них пробел возникает.

— А что происходит с международным шахматным турниром среди заключённых, который вы придумали? Там же в числе участников, кроме России, были США, Англия, Италия, Германия, Италия, Испания...

— Количество стран увеличивается, но соревнования в этом году, видимо, пройдут без России. Турнир, напомню, вырос из двухсторонних матчей с США — заключённые из наших тюрем стали играть онлайн против американцев в 2013 году. Потом случилось ухудшение отношений, пару лет ничего не проводили. И тут звонит американский генерал: «Почему мы прекратили?» Отвечаю: «Возникли политические сложности, поэтому всё и встало». Он мне: «Заключённые в политику не играют, они играют в шахматы». Тогда снова запустили проект. А теперь и заключённые в политику немного заиграли. Надеюсь, временно.

— У вас редкие контакты в записной книжке — американские генералы, конгрессмены, шериф Иллинойса. Общение с ними сошло на нет?

— Я не боюсь сам контактировать, но не хочу подставлять своих знакомых, потому что, если об этом станет известно, они попадут под огонь критики. Есть такой миф: на Западе самая свободная пресса. Нет её там. Особенно в США. Точнее, поднимать какие-то социальные вопросы, вроде положения дел бедных чернокожих, они свободны. А в остальном чётко выполняют политический заказ. Будет приказ сверху — и до свидания, уничтожат человека.

Стратегия промывки мозгов

— «Мы занимаемся народной дипломатией. Когда между простыми людьми возникает доверие, чувство дружбы, идёт давление на правящие круги. Чем теснее связи, тем труднее правительству занимать нелепую позицию», — рассказывали вы пару лет назад о работе Советского фонда мира, который возглавляете с 1982 года. С высоты 2022-го вам эти слова не кажутся наивными?

— В нынешних условиях на народное мнение политики вообще плевать хотели, ведь под предлогом «особой угрозы» очень удобно защищаться от общественных движений. Скажем, Макрон практически перестал ощущать давление «жёлтых жилетов». Сначала пандемия, а теперь разыгрываемая российская карта помогли ему отправить эти жилеты в историю. Или Байден, который рассказывает американцам, что бензин в цене подскочил из-за Путина. То есть США решили не покупать нашу нефть, но виноват Путин.

Европа, запустив санкционную машину против России, лишь ускорила процесс экономического упадка, который начался с того, что они стали выводить производство от себя. Сейчас они теряют и наши поставки, и огромный платёжеспособный рынок — населения у нас 150 млн человек, почти в два раза больше, чем в Германии. Производственный спад, сокращения рабочих, рост цен — всё это было предсказуемо. Но риторика одна: Россия — зло, Путин виноват, мы его побьём, и всё у нас наладится, а пока надо потерпеть. Мозги населению промывают очень хорошо, ничего не могу сказать. Стратегии настолько замечательные, что всего восемь лет понадобилось, чтобы из украинцев сделать врагов русских. Пресса катит всё в одну сторону, достоверность, объективность — пустые звуки. Хоть рейтинг по оболваниванию составляй — там лидеры США, Германия, Англия, скандинавские страны. Про Прибалтику и не говорим. Они вообще не понимают, что существуют за счёт интереса Запада к России. Сами по себе Литва, Эстония, Латвия никого не волнуют.

Сейчас Россия проходит тяжелейшее испытание. Она должна пройти его успешно, потому что в противном случае России просто не будет.

— И когда среднестатистический европеец поймёт, что его оболванили?

— Думаю, проснётся он к декабрю, когда припечёт. А припечёт сильно, в том числе из-за тарифов. Поясню. Во многих странах Европы население внутри года повышение цен на коммунальные услуги, отопление почти не чувствует. Тарифы определяются в январе, а в декабре они получают счета с годовой корректировкой. Там будут совсем другие цифры, которые вызовут взрыв возмущения. Вот тогда общественное давление серьёзно вырастет, начнётся противостояние.

Могу только привести высказывание итальянского депутата Евросоюза, прозвучавшее ещё до известных событий на конференции в Брюсселе, где я был. «Когда Россия страдает, Европа плачет, а Америка смеётся». Но и США этот смех аукнется. Слишком всё в этом мире перемешано. Не получится, чтобы одна Россия страдала.

— Есть ли у вас прогноз, чем закончится эта глобальная политико-экономическая партия?

— Сейчас Россия проходит тяжелейшее испытание. Она должна пройти его успешно, потому что в противном случае России просто не будет. И мне кажется, люди понимают остроту, важность этого момента.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы