Примерное время чтения: 8 минут
4069

Владимир Бесчастных: «Не нужно делать из сборной России сборную Бразилии»

Владимир Бесчастных.
Владимир Бесчастных. www.globallookpress.com

В конце 2017 года Бесчастных неожиданно ушел из клуба «Тосно», который отчаянно борется за выживание в РФПЛ. Точнее, его «ушли», хотя сам он предпочитает историю не комментировать.

Накануне возобновления чемпионата России АиФ.ru вернул Бесчастных в прошлое, расспросил о настоящем и заглянул вместе с ним в будущее.

В режиме ожидания

Константин Столбовский, АиФ.ru: Странно, когда люди с таким богатым опытом, как у вас, находятся вне игры. Примеров — масса.

Владимир Бесчастных: К сожалению, так и есть.

— Чем наполняете свою жизнь во время паузы? Не сомневаюсь, что непродолжительной.

— Жду предложений, чем же еще? Занимаюсь своими детьми, живу их жизнью. Посмотрим, что будет, когда возобновится чемпионат России. Есть вариант вернуться в спартаковскую академию, но это очень серьезный выбор: если принял решение — должен понимать, что надолго.

С детьми нельзя играть в такие игры: прибежал, дал пару уроков, а потом бах — у тебя вдруг интересное предложение. И что? До свидания, ребята, всего вам доброго, вы держитесь тут? Я это проходил в свое время, знаю, как тяжело переносят дети такие удары.

— Не грустно, что к 43 годам — вполне зрелому по тренерским меркам возрасту — у вас нет опыта самостоятельной работы?

— Во-первых, не грустно, во-вторых, такой опыт есть все-таки: в дубле «Спартака». А вообще, ассистент главного тренера — игрок основы, а не запаса. Эта роль в последнее время набрала большой вес, бывает, что уже и не поймешь, кто тут главный, а кто второй.

— Жозе Моуринью говорит, что ему не нужны помощники, которые не умеют возражать, спорить, настаивать на своей точке зрения.

— Правильно. Ассистент обязан быть оппонентом главному, иначе зачем он нужен? Мячи таскать? В спорах рождается истина, это не мы придумали. Но правильнее все-таки говорить не «спор», а «процесс взаимного убеждения».

Футболист Владимир Бесчастных. Досье

Родился 1 апреля 1974 года в Москве. Воспитанник футбольной школы московского «Динамо». Первые тренеры — Владимир Козлов, Виталий Трунин, Александр Минаев.

Владимир Бесчастных и Валерий Карпин.
Владимир Бесчастных и Валерий Карпин. Фото: www.globallookpress.com

Выступал за команды «Спартак» (Москва, 1992-1994 и 2001-2002), «Вердер» (Бремен, Германия, 1994-1996), «Расинг» (Сантандер, Испания, 1996-2001), «Фенербахче» (Стамбул, Турция, 2003), «Кубань» (Краснодар, 2003-2004), «Динамо» (Москва, 2004-2005), «Орел» (Орел, 2005), «Химки» (Химки, 2006-2007), «Истра» (Истра, 2007), «Волга» (Тверь, 2007), «Астана» (Астана, Казахстан, 2008).

Обладатель Кубка СССР: 1991/92. Четырехкратный чемпион России: 1992, 1993, 1994, 2001. Двукратный обладатель Кубка России: 1993/94, 2002/03. Двукратный обладатель Кубка чемпионов Содружества: 1993, 1994. Обладатель Суперкубка Германии: 1994. Серебряный призер чемпионата Германии: 1995. Бронзовый призер чемпионата России: 2002. Победитель первого дивизиона чемпионата России: 2006.

В 1992-2003 гг. провел 71 матч (26 забитых мячей) в составе национальной сборной России. Участник чемпионатов мира 1994 и 2002 годов, чемпионата Европы 1996 года.

Член Клуба Григория Федотова (147 голов). Член Клуба «100 российских бомбардиров» (152 гола). Двукратный номинант списка «33 лучших футболиста чемпионата России»: 1993, 1994.

Тренировал «Спартак» (молодежный состав, 2014-2015), «Торпедо» (Армавир, 2016), «Тосно» (Тосно, 2016-2017).

В качестве ассистента главного тренера «Тосно» стал чемпионом ФНЛ (первый дивизион) сезона-2016/17.

Как поменять пряник на кнут

— Тренер и футболист смотрят на игру по-разному. Вы когда это поняли?

— Когда ты футболист, ты эгоист. Ты думаешь по большому счету только о себе. Когда ты тренер, отвечаешь за всех. Но в команде 25 человек, а на поле выходят 11. Ни один уважающий себя игрок не хочет сидеть в запасе. Ни один! И вот тут ты начинаешь понимать, какая тонкая наука поддерживать нормальную атмосферу в коллективе. И вспоминать себя прежнего, когда ты бунтовал на лавке, считая, что тебя посадили несправедливо: ты ведь лучше, чем тот, другой!

Я в свое время лет пять потерял, пока боролся с этой тренерской «несправедливостью». Теперь ребятам стараюсь как можно доходчивее объяснять, что добиться своего легче работой, а не бунтом.

— Получается?

— Как сказать... Вроде бы да, но вот игра, вторая, третья, четвертая — а аргументы у тебя все те же. Ты начинаешь повторяться, человек перестает тебя воспринимать. Тогда пряник меняется на кнут — и включается психология. Ты был такой хороший, футболисты к тебе такому привыкли, а ты бац — и стал вдруг плохим. Команда в шоке: с чего вдруг? Подсознательно она хочет, чтобы ты вернулся в прежнее состояние, и идет тебе навстречу.

Такой вот круг. Все время быть хорошим невозможно. Все время быть плохим опасно.

На Запад сейчас никто не рвется

— Насколько понимаю, есть всего два тренера, на которых вы можете ориентироваться в своей нынешней профессии: Олег Романцев и Отто Рехагель.

— Их больше, конечно, но Романцев и Рехагель действительно стоят особняком. Основные принципы перенял именно у них.

— У таких разных...

— Разница только в том, что Рехагель был, скажем так, погромче Романцева. И Олегу Ивановичу пришлось сложнее: ему постоянно приходилось формировать новые команды. «Вердер» Рехагеля, когда я туда попал, был собран чуть ли не идеально. Люди друг друга понимали с полуслова, там не надо было никого ничему учить. Когда приходили молодые ребята, как я, ветераны тут же брали их под опеку, и все основные принципы доходили до новичков очень быстро. А Романцеву в «Спартаке» приходилось еще и «школу» командную регулярно ставить.

— Почему игроки вашего поколения — кого ни возьми — были востребованы в Европе, а нынешние никому не нужны? Стимула нет для роста, «нас и здесь неплохо кормят»?

— Не хочу говорить об уровне мастерства, не совсем это корректно, пусть другие сравнивают. Но 20-25 лет назад наш трансферный рынок только зарождался, поэтому сильные российские футболисты стоили по три копейки за пару. И платили нам дома примерно столько же. Это были очень выгодные инвестиции, западные клубы легко шли на риски, а мы вообще ничем не рисковали: есть интересный вариант — собирай чемоданы.

А сейчас в России не только платят хорошо, но и защищают по контракту так же. Просто так никто никого никому не отдаст. Ну и сами ребята туда, на Запад, особо не смотрят. А раз так, откуда возьмется интерес?

Для Египта Россия — большая удача

— Что, на ваш взгляд, сейчас представляет собой сборная России?

— Собранную из молодых ребят достаточно веселую команду. Просто нужно понимать: уровень требований и уровень возможностей — совсем разные вещи. Это в первую очередь к болельщикам относится. Я на своей шкуре испытал, что такое «слабая группа» в финальной стадии чемпионата мира.

Любая команда считает так: наша группа слабая, потому что в нее попала Россия. На чемпионате мира-2018 расклад такой же: если для нас Египет — счастливый жребий, то для и для Египта Россия — та еще удача. Не самая, прямо скажем, страшная команда на Земле.

Можно выйти из этой группы? Можно! Но ни в коем случае нельзя ее называть слабой. Нужно просто болеть, верить и изо всех сил желать нашей сборной удачи, а «обязаны выйти» оставить в стороне. Поверьте, каждый футболист в тысячу раз глубже любого болельщика понимает, что да, надо, должен, хочу и сделаю для этого все, что смогу. Очень важно, чтобы вокруг сборной было больше позитива, чтобы парни чувствовали поддержку.

Помню, я заканчивал со сборной, а Женя Алдонин только начинал, и что-то там у нас не получилось. Не решили задачу. Реакция — сами понимаете... И вот мы идем по этому «коридору гнева», и он мне говорит: «Я и не думал, Володь, что футболистов у нас так ненавидят». «Ты еще многого не знаешь, — говорю. — Привыкай, все впереди».

Очень хочется, чтобы все мы немножко поменялись в своем отношении к команде. Не надо делать из сборной России сборную Бразилии. И тогда все придет в равновесие.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы