Легкоатлетка Юлия Степанова, ставшая известной на весь мир в качестве информатора Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), не примет участия в чемпионате мира 2017 года, который стартует 4 августа.
Об этом ТАСС сообщил спортивный директор Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) Андрей Крупорушников.
Накануне ВФЛА отправила в Международную ассоциацию легкоатлетических федераций (IAAF) список из 20 фамилий российских атлетов, которые претендуют на участие в чемпионате мира. Утверждены были 19 кандидатов. Единственной, кому было отказано, оказалась Юлия Степанова.
Никакой политики в данном решении нет: в IAAF руководствовались тем, что бегунья не выполнила квалификационный норматив, необходимый для участия в чемпионате мира.
Счастливчики, допущенные на чемпионат мира, будут участвовать в нём не под российским, а под нейтральным флагом. Всероссийская федерация лёгкой атлетики до сих пор не восстановлена в правах, и атлеты на турнире представляют не Россию, а самих себя.
Девочка с перспективами
В том, что ныне сложилась такая ситуация, есть большая заслуга Юлии Степановой, в своё время ставшей «мотором» беспрецедентной атаки на российский спорт в целом и лёгкую атлетику в частности.
Когда-то Юлия Русанова (в начале карьеры она выступала под девичьей фамилией) подавала очень большие надежды. Она выигрывала турниры на юниорском и юношеском уровне. Главный её конёк — дистанция на 800 метров, где она в перспективе могла бы стать и чемпионкой мира.
В 2008 году 21-летняя спортсменка занимает второе место на чемпионате страны среди молодёжи. Далее следует тяжёлая адаптация во взрослом спорте с его высокими для молодой бегуньи результатами. Год без побед, за которым пришёл прорыв: в 2011 году Русанова, ставшая по мужу Степановой, сначала заняла третье место на чемпионате Европы в помещении, а затем стала второй на чемпионате России. Продолжилось всё выходом в финал на чемпионате мира в корейском Тэгу и итоговым восьмым местом на мировом первенстве.
Виталий Степанов, ставший мужем бегуньи, работал в Российском антидопинговом агентстве. Всплеск результатов жены пришёлся как раз на то время, когда супруг работал в РУСАДА. Когда же Степанов уволился из этой организации, результаты пошли на убыль.
А 15 февраля 2013 года Антидопинговая комиссия Всероссийской федерации лёгкой атлетики дисквалифицировала Степанову на два года на основании «отклонений показаний крови в биологическом паспорте спортсменки». Все результаты, достигнутые спортсменкой начиная с 3 марта 2011 года, были объявлены недействительными.
«Прозрение» супругов: как Степановы стали борцами с допингом
В последующих интервью Юлия Степанова признается, что допинг принимала по наущению тренеров и муж об этом знал. Он очень сокрушался, но супруги долго не могли найти выход.
Разоблачить «порочную систему» Степановы решили тогда, когда Юлию дисквалифицировали.
Ларчик, судя по всему, открывается просто: до этого момента Юлия Степанова зарабатывала на соревнованиях хорошие призовые деньги, и её мужа всё устраивало. Когда финансовый ручеёк иссяк, Юлия и Виталий Степановы осознали, что надо немедленно начинать борьбу.
Парочка «борцов за чистоту спорта» стала делать секретные видео- и аудиозаписи, которые, по их мнению, должны были разоблачить «порочную систему российского спорта».
Однако обращения в ВАДА эффекта не имели: тогда в организации, очевидно, сочли компромат бездоказательным.
Тогда Степановы нашли выход на немецкого журналиста Хайо Зеппельта, специализирующегося на разоблачениях допинга в спорте.
На материалах Степановых Зеппельт сделал фильм под названием «Секретный допинг: как Россия добивается побед», который был показан немецким телеканалом ARD в декабре 2014 года.
Справедливость или расправа?
Интересно, что сам Зеппельт заявлял, что не проверял достоверность сведений, которые предоставили Степановы: дескать, это дело не его, а международных спортивных структур.
В этой истории политики значительно больше, чем спорта и реальной борьбы с допингом. Зеппельт положил начало открытию «второго фронта» борьбы с Россией: за Крым нас теперь карали не только экономическими, но и спортивными санкциями.
Пересказывать всю дальнейшую историю слишком долго. Напомним лишь, что в ноябре 2015 Международная ассоциация легкоатлетических федераций дисквалифицировала Всероссийскую федерацию лёгкой атлетики. С тех пор отечественные легкоатлеты не могут выступать на международных соревнованиях под российским флагом. Да и практика выступлений под нейтральным флагом возникла лишь после того, как звёзды российской лёгкой атлетики более года находились в вынужденном простое.
Никакой справедливостью здесь и не пахло: наказывали и правых, и виноватых. Десяткам российских спортсменов, ни разу не замеченных в употреблении допинга, сломали карьеры.
Допуск на Олимпиаду-2016 для российских легкоатлетов обставили такими «драконовскими» условиями, что попасть в Рио сумела лишь одна россиянка: проживавшая в США Дарья Клишина.
Не пустили ни двукратную олимпийскую чемпионку в прыжках с шестом Елену Исинбаеву, ни чемпиона мира в барьерном беге Сергея Шубенкова. Исинбаева, имевшая лучший результат сезона в мире, который оказался выше того, что показала в Рио победительница, после этого приняла решение завершить карьеру.
В Олимпиаде отказать: как героиню ВАДА не пустили в Рио
А что же Юлия Степанова?
Ещё до выхода фильма Зеппельта она вместе с семьёй перебралась за рубеж: сначала в Германию, а потом в Канаду, где попросила политического убежища. Степановы получили официальный статус «информаторов ВАДА», им выплатили денежную компенсацию, чтобы таким образом убедить других атлетов следовать их примеру. Супруги охотно раздавали интервью и участвовали в телешоу, что тоже пополняло их семейный бюджет.
Триумфом Степановой как «борца с допингом» должно было стать её выступление в качестве спортсменки на Олимпиаде-2016.
«Юлия Степанова внесла значительный вклад в защиту и продвижение чистых спортсменов, честной игры и спорта. Теперь Степанова имеет право участвовать в международных соревнованиях как независимый спортсмен», — говорилось в обращении IAAF в Международный олимпийский комитет (МОК) с призывом допустить спортсменку на Игры. Ходатайство поддержали и в ВАДА.
Однако 24 июля 2016 года МОК объявил, что Степанова на Олимпиаде не выступит. Чиновники напомнили, что бегунья отбывала наказание за использование допинга, так что, несмотря на всю её последующую деятельность, нет повода допускать её на Игры.
Спортсменка направила в МОК протест, где сетовала, что такое решение «отобъёт желание у других потенциальных информаторов в будущем». Но решение изменено не было. Видимо, кто-то из чиновников МОК решил, что Олимпиада без Исинбаевой, но со Степановой — это уж слишком.
Право выступать есть. Результатов нет
Интерес к Степановой стал постепенно угасать. Ей разрешили выступать на легкоатлетических соревнованиях под нейтральным флагом, но сенсации не получилось: результаты бегуньи были довольно слабыми.
Ещё до Игр в Рио её пустили на чемпионат Европы, где она в первом же забеге на дистанции 800 метров умудрилась и нарушить правила, заработав дисквалификацию, и получить травму.
На зимний чемпионат Европы-2017 Степанова не отобралась по результатам. В беге на 800 метров квалификационный барьер был равен 2.04.00, а на 400 метров — 54.00. Лучшие результаты Степановой были таковы: 800 м — 2.05.14; 400 м — 57.18. Ничего личного, только спорт.
В том, что сейчас на Степанову как на нейтрального атлета для участия в чемпионате мира подавала заявку Всероссийская федерация лёгкой атлетики, видится тонкий политический ход.
Российские функционеры как бы показывают: смотрите, мы против Степановой ничего не имеем, пусть она выступит. Ой, у неё норматив не выполнен? Ай-яй-яй, какая жалость!
Юлии Степановой 3 июля исполнился 31 год. Для бегуньи на средние дистанции возраст не то чтобы преклонный, но солидный, требующий великих свершений здесь и сейчас. Вот только последние приличные результаты Степановой были зафиксированы шесть лет назад, когда её муж ещё работал в РУСАДА, а российские болельщики не именовали её «Иудой».
В отличие от Елены Исинбаевой и других, кто в этой истории оказался без вины виноватым, Юлия Степанова может сетовать исключительно на себя. И допинг она принимала по доброй воле, и видео скрытой камерой снимала добровольно, и тренировки на разоблачительные интервью также обменяла сама.
А что касается того, как её теперь именуют в России... У нас свобода мнений, каждый волен делать свои выводы.