Борьба с украинским нацизмом и поддерживающим его коллективным Западом в рамках СВО имеет свои нюансы. В то время как одни сферы жизни существуют в режиме «все для победы», в других складывается совсем иная ситуация.
«Я понял, что мы не сможем жить в России»
Признанный в РФ иноагентом бывший футболист Евгений Савин заявил в интервью гражданке Израиля Ксении Собчак: «Произошло 24 февраля... Первое, что я сделал, когда осознал масштаб происходящего — я написал жене, сказал: „Собирайтесь, как только я вернусь, мы уезжаем из России“. Дело не было в преследованиях, истериках на федеральных каналах. Это все началось намного позже. Мы уехали по одной простой причине — я понял, что мы не сможем жить в России... Для меня здесь не существует полутонов. Либо ты смотришь на это и ты с этим согласен, молчишь, обманываешь себя, либо ты говоришь „нет“, говоришь как есть, и уезжаешь, что я и сделал».
39-летний Евгений Савин — бывший футболист российской премьер-лиги, вызывавшийся в национальную сборную, бывший сотрудник телеканала «Матч ТВ», а также блогер.
Весной 2022 года Савин выпустил на своем канале ролик, в котором дал слово украинским футболистам, выступающим за рубежом. Масса обвинений, оскорблений в адрес России и т. д. Давать слово футболистам, выживавшим в Донбассе под ударами украинских войск на протяжении восьми лет, Савин не собирался.
Пособничество нацизму
Когда эту тему обсуждали на канале «Матч ТВ», ваш покорный слуга заметил: «Не могу поверить, что у Савина нет мозгов. Ситуация такая, что ты либо на стороне нацистов, либо против. Называйся как хочешь, но ты сделал поступок, за него должны наступить последствия. Это пропаганда врага, выстрел в спину... Это не бирюльки, там гибнут наши солдаты и мирные люди».
Собственно, теперь Евгений Савин подтвердил: все, что он сделал, он совершил совершенно сознательно. Также, как пресловутая «Тонька-пулеметчица» расстреливала приговоренных нацистами к смерти. Так же, как бывшие офицеры РККА, вызвавшиеся служит гитлеровцам, сжигали белорусскую деревню Хатынь.
Денег, заработанных Савиным в российском футболе и, возможно, на этой акции в поддержку нацистского режима Украины, ему хватило для того, чтобы не только перевести на Кипр всю семью, но и перетащить туда свой футбольный клуб «Красава».
Гражданке Израиля госпоже Собчак стоит сказать «спасибо» за то, что она развеяла иллюзии — Евгений Савин является вполне сознательным нацистским пособником, работающим на страдания и смерть россиян. Кстати, всех своих критиков Савин еще прошлым летом охарактеризовал как «сброд». Это вполне в духе нацистских воззрений.
Надо четко понимать, что Савин не одинок. Что среди игроков, а особенно среди журналистов и комментаторов, достаточно тех, у кого тянется рука «кидануть зигу» и пожелать смерти «неправильному» российскому народу.
И это — один полюс российского футбола.
Соломатин и «Эспаньола»
А вот другое событие минувших дней. На официальном ресурсе добровольческого подразделения «Эспаньола» сообщается: «Представитель гуманитарного крыла Эспаньолы футболист Андрей Соломатин вместе с друзьями из красно-синего движа на последнем матче финальной серии КХЛ с участием ЦСКА развернул баннер в поддержку нашего подразделения, а чуть ранее на эту же тему встретился с руководством хоккейного клуба. Соломатин передал представителям ХК ЦСКА письмо от командования „Эспаньолы“ с просьбой поддержать русских воинов-фанатов, сражающихся сейчас в ходе СВО. Нужно заметить, что со стороны руководства хоккейной команды отклик был моментальный. Никто из них не выжидал и ни с кем не советовался, они тут же заявили о поддержке русской армии, о своем желании и готовности последовательно оказывать помощь. Вскоре свои добрые слова красно-синий клуб подкрепит и конкретными делами».
47-летний Андрей Соломатин — бывший футболист ЦСКА и «Локомотива», чемпион России — 2003, пятикратный обладатель Кубка России, участник ЧМ-2002 в составе сборной России.
Подразделение «Эспаньола» составлено из фанатов российских футбольных клубов. Спартаковцы и армейцы, те, кто раньше готов был драться друг с другом за цвета любимых клубов, сегодня плечом к плечу сражаются с нацистами. И Соломатин помогает им, чем может. А также привозит гуманитарные грузы для жителей освобожденных территорий.
В интервью aif.ru Андрей Соломатин сказал: «За время поездок понял, что мне хочется возвращаться в Донбасс, потому что чувствуешь свою в этом необходимость. Да, мы не на передовой, но принимаем активное участие в помощи бойцам, приобщая к этому делу простых людей. Моя философия такая: когда мы играли в футбол, ребята поддерживали нас. Теперь наша очередь болеть за фанатов на полях ДНР и ЛНР».
«Я патриот своей страны»
Андрей Соломатин — это второй полюс российского футбола. Принадлежность к которому на второму году выражать не то чтобы неловко, но это делают крайне немногие из тех, кто напрямую связан игрой миллионов.
Среди этих немногих — бывший игрок сборной России, а ныне наставник ярославского «Шинника» Вадим Евсеев, который в интервью YouTube-каналу «Фабрика футбола» заметил: «Какие мысли были 24 февраля? У меня нормальные мысли были, потому что я знал обстановку в Донбассе. Восемь лет там не обращали внимание, а тут сразу обратили.
Я очень сильно поддерживаю. Если я раньше к военным относился нейтрально, то сейчас двумя руками за. Я всегда буду снимать шляпу перед этими людьми, которые там находятся. Я патриот своей страны».
Евсеев — этот самый игрок, чей победный гол на чужом поле в Уэльсе вывел сборную России на Евро-2004, тот самый, чей яростный рык после игры, адресованный всем, кто не с нами, вошел в историю.
А между этими двумя полюсами расположилось российское футбольное хозяйство, зависшее в состоянии неопределенности.
Парадокс: на втором году СВО акции не то что в поддержку бойцов, но даже в помощь мирного населения Донбасса имели единичный характер и являлись частной инициативой руководителей команд отнюдь не первого эшелона.
Насчет природы происходящего Андрей Соломатин высказался так: «Возможно, кто-то тешит себя надеждами, что мы в какие-то чемпионаты в ближайшее время вернемся, снова будем выступать на европейской арене. Но мне кажется, что они глубоко заблуждаются».
Мало того, если спросить публику, не погруженную в процесс, выяснится, что она, скорее, осведомлена о демарше Савина, нежели о деятельности Соломатина.
Странная «нейтральность»
И это совершенно невозможно понять. На протяжении очень долгого времени о футболе в России говорят как о социальном явлении, чем и объясняют вложение в эту сферу колоссальных денег.
Но может ли «социальное явление» расходится в своем пути с мнением большинства народа? Даже симпатизанты украинских нацистов вынуждены сетовать — россияне в подавляющем большинстве поддерживают СВО, так как убеждены в правильности его целей и задач. Да и коллективный Запад своими действиями только подбросил дровишек в огонь.
Так кто же тогда станет образцом и примеров для подражания нынешних пацанов, влюбленных в футбол, — Савин или Соломатин? И что сделали Российский футбольный союз и Российская премьер-лига для того, чтобы «савины» исчезли из нашего футбола навсегда?
«Матч»: должен ли футбол воспитывать патриотов?
Одиннадцать лет тому назад на экраны вышел фильм «Матч» режиссера Андрея Малюкова — история «матча смерти» в оккупированном нацистами Киеве. Матча, в котором советские футболисты отказались проигрывать гитлеровской команде даже под страхом расстрела.
В 2014 году, после «Евромайдана», картина «Матч» на территории Украины была запрещена как «наиболее одиозный образец современной российской пропаганды, направленной против украинского народа».
«Матч смерти» — это история о том, какое значение может иметь футбол и что может оказаться на чаше весов. В постсоветский период эту историю пытались развенчать, назвать мифом. Происходило это в тот самый момент, когда разоблачали героев-панфиловцев, Зою Космодемьянскую, Александра Матросова.
Разоблачали потому, что кому-то хотелось напрочь убить в стране саму возможность воспитания патриотов в какой бы то ни было сфере. И пример Евгения Савина доказывает — поработали неплохо.
Но ведь времена-то изменились, и сегодня борьба за наше будущее — общее дело.