Примерное время чтения: 8 минут
3123

Моуриньо, вазелин и трусы в горошек. Отрывок из книги Алексея Смертина

Алексей Смертин.
Алексей Смертин. / Александр Вильф / РИА Новости

18 ноября в свет выйдет первая книга известного российского футболиста, бывшего капитана сборной России, экс-полузащитника московских «Локомотива» и «Динамо», французского «Бордо», лондонских «Челси» и «Фулхэма» Алексея Смертина. Книга «Сибирский резидент. От Алтая до Альбиона» расскажет историю обычного паренька из Барнаула, который сумел не просто превратить свое спортивное хобби в профессию, но и стать настоящей звездой европейской величины.

Фото: Пресс-служба ИД "Эксмо"

В книге Алексей Смертин откровенно рассказывает о самых ярких этапах карьеры, особенностях жизни во Франции и Англии. О детских комплексах и звездной болезни. О знакомстве с Джоном Фаулзом и любви к Иосифу Бродскому. О своих знаменитых партнерах по команде — Джоне Терри, Фрэнке Лэмпарде, Петере Чехе, Кристофе Дюгарри. О совместной работе с Жозе Моуринью, Харри Реднаппом, Олегом Романцевым, Павлом Яковенко и другими тренерами. О своеобразной методике отца. Впервые раскрывает подробности ухода из «Челси» и сборной России и объясняет, почему в 38 лет начал бегать марафоны.

АиФ.ru публикует отрывок из книги замечательного футболиста. Отрывок предоставлен издательством «Эксмо».

***

На моей памяти Моуринью единственный раз вышел из себя в раздевалке, когда в матче с «Арсеналом» на последних секундах первого тайма пропустили нелепый гол от Анри. Был штрафной, никто почему-то не встал перед мячом — хотя до игры это четко оговаривалось. Повернулись к нему спиной, сооружая «стенку». А он пробил без разбега — попал.

— Я же предупреждал, что Анри горазд на такие фокусы! — заорал Жозе в перерыве. И швырнул в стену здоровенную банку вазелина. Разлетелась вдребезги. В вазелине были все. Кому-то угодил в лицо, кому-то — на одежду...

Но обычно воздействовал на игроков без крика и угроз. Журналисты недолюбливают Моуринью. Хотя на публике это один человек. С футболистами — совершенно другой. Без высокомерия, эпатажа. При включенных софитах тут же менялся. Будто входил в роль, которая помогала внушать окружающим чувство, что они общаются с тренером-победителем. Все его маски — эдакая форма защиты от внешнего мира. Своих игроков Моуринью никогда не критиковал публично. Это закон. Зачастую, чтоб вывести их из-под удара, умышленно отпускал колкие фразы в адрес соперника, арбитра, корреспондентов.

Он умеет находить баланс в жизни и футболе. Тонко чувствует команду, знает, когда натянуть вожжи, когда — отпустить. Был, например, в том сезоне тяжелейший отрезок, когда за неделю должны были сыграть три выездных матча. Да каких! В 1/8 финала Кубка Англии с «Ньюкаслом», в плей-офф Лиги чемпионов с «Барселоной» и в финале Кубка Лиги с «Ливерпулем».

Жозе Моуринью.
Жозе Моуринью. Фото: www.globallookpress.com

В Ньюкасле все было против нас. Промозглая погода, снегопад, из-за которого матч чуть не отменили, пропущенный на четвертой минуте гол. В перерыве Моуринью провел тройную замену. Спасать игру вышли Лэмпард, Дафф и Гудьонсен, которым перед битвой на «Ноу Камп» собирался дать передышку.

Едва начался второй тайм, как Бридж столкнулся с Ширером. С переломом лодыжки нашего защитника унесли на носилках. Минут за двадцать до конца захромал Дафф, потом Галлас. Оба на поле остались — замен-то нет. Но как отыграешься ввосьмером? А на 90-й еще и вратаря Кудичини удалили! В «рамку», натянув перчатки, отправился защитник Джонсон. Два опасных удара отразить успел.

В Лондон возвращаться не стали. Заночевали в Ньюкасле, оттуда на следующий вечер планировали вылететь в Барселону. Днем провели легкую тренировку на каком-то забытом богом стадиончике.

Сидим мрачные в раздевалке. И тут Моуринью заметил у своего ассистента трусы в горошек. Дико смешные. Тайком подозвал Терри, указал. Ассистент куда-то отлучился, а Терри, вижу, бродит по раздевалке, ищет зажигалку. Нашел — и поджег эти трусы у всех на глазах.

Смотрел я, как они полыхают, и думал — рискнул бы кто в «Локомотиве», например, поджечь трусы Владимира Хазраиловича Эштрекова... А в Англии — пожалуйста. Настроение поднялось. И «Барселону» прошли, и Кубок у «Ливерпуля» отжали.

Как-то об этом эпизоде рассказал в интервью. Так пару лет назад, когда «Зенит» возглавил Виллаш-Боаш, памятливый корреспондент допытывался — не Андре ли это был? Пришлось разочаровать. Трусы принадлежали то ли второму тренеру Балтемару Бриту, то ли Сильвинью Лоуру, отвечавшему за подготовку вратарей.

Алексей Смертин
Алексей Смертин Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

***

Я никогда не придавал значения, под каким номером выхожу на поле. Но «пятерка», которую получил в «Челси», обрадовала. Подумал — добрый знак. Пришел на первую тренировку, лежит форма с цифрой 5. Моуринью спросил:

— Устраивает?

— Вполне.

— Ну и забирай! Лучше, чем какие-то двадцатые.

Потом узнал, что со времен ухода из «Челси» французского защитника Франка Лебефа этот номер был свободен. Моуринью предлагал его Терри, но тот остался верен любимому 26-му. Всю жизнь под ним играет.

В «Портсмуте» разговоров таких не было. За час до матча с «Вулверхэмптоном» обнаружил в раздевалке майку со своей фамилией и номером 30. В «Фулхэме», куда тоже пришел по ходу чемпионата, достался 37-й. В межсезонье сменил на «восьмерку». В «Чарльтоне» был 25-й. А в «Динамо» к марту многие номера оказались заняты. Семин спросил:

— Леш, тебе 29-й или 14-й?

— Да без разницы. Пускай будет 29-й.

— Как без разницы? — отстранился Юрий Павлович. — Под 14-м Йохан Кройф играл! Бери!

А я подумал:

— Где я и где — Кройф? Нет уж, лучше 29-й...

Алексей Смертин.
Алексей Смертин. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Под пятым номером дебютировал в «Челси» в товарищеском матче против «Селтика» — и забил. В «Портсмуте» год отыграл без голов. А здесь — в первой же игре! С левой! В «девятку»!

После матча звонили журналисты из России, выпытывали подробности. Описывал так:

— Шла 16-я минута. Получив пас, двинулся влево, убрал защитника и метров с двадцати трех решил пробить. Мяч удачно лег на ногу. В «девятку», конечно, не метил. Задача стояла попасть в створ.

Умолчал об одном — гол-то случайный! Я просто не знал, что делать с мячом. Бежал вперед, искал продолжения. Но отдавать некому, все перекрыто. Сдуру взял да пробил.

Моуринью в раздевалке приобнял:

— Поздравляю! Не только с голом, но и с хорошей игрой!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы