Примерное время чтения: 13 минут
2843

Когда желание сильнее неурядиц. Ирина Слуцкая — о спорте и о себе

Ирина Слуцкая.
Ирина Слуцкая. Фото: архив Добровольного Физкультурного Союза

Призёр Олимпийских игр, победительница чемпионатов мира и Европы по фигурному катанию Ирина Слуцкая, преданная спорту всю свою жизнь, ангажировала в число приверженцев физической активности десятки тысяч жителей России. В интервью aif.ru она вспомнила о спортивной карьере и рассказала о своих нынешних проектах. 

Две стороны медали

Наталья Косякова, АиФ.ru: Ирина Эдуардовна, спортсмены — люди особые, необычайно волевые, целеустремлённые. Какие качества помогали вам идти вперёд и добиваться блестящих результатов?

Ирина Слуцкая: Помогала хорошая команда — и тренеры, и те люди, которые всегда оказывали помощь, чтобы конёк прикрутить к ботинку или костюм сшить. Помогала и работоспособность, и правильно поставленные цели (а они реализовываются, только если правильно поставить), и огромное желание всегда идти вперёд, несмотря ни на что. 

— Неужели это желание ничто не могло сломить? Ведь вы начинали ребёнком.

— Если можно сломить, то желание, наверное, не такое уж сильное. Здесь ещё важна вера в себя, вера в своих помощников — родителей, которые всегда с тобой рядом и тоже проходят весь этот путь. Сломить можно кого хочешь, но когда желание намного сильнее всех неурядиц, тогда и достигаешь какого-то результата.

— Вы перестали выступать, когда заболела мама, но продолжили спортивную карьеру после того, как врачи запретили вам тренироваться из-за проблем с сосудами. Что руководило в том и другом случае?

— Я не прекращала выступать. Да, вынуждена была пропустить чемпионат мира из-за болезни мамы, но мысли о том, чтобы завершить карьеру в большом спорте, у меня не было. Наверное, на тот момент я сделала ещё не всё в спорте и понимала, что могу больше. 

И, конечно, я не такая отчаянная, что мне сказали «нельзя», а я пошла наперекор. Тренировочный процесс, соревновательный процесс — всё проходило под контролем врачей, поэтому мы все вместе очень аккуратными маленькими шажочками пробовали достигать результата, пробовали давать нагрузку, смотрели, как организм будет реагировать. И если бы вопрос стоял так: «жизнь или спорт» — несомненно, я бы выбрала жизнь. Но поскольку организм, слава богу, откликнулся на терапию и все анализы пришли в норму даже при нагрузках, то пробовала идти дальше, ведь желание было очень сильным. 

— А как помогают выработанные большим спортом привычки и качества в повседневной жизни, в общении с людьми?

— У каждой медали, как известно, две стороны. Наверное, те качества, которые в спорте нас закаляют, не всегда помогают в жизни. То есть работоспособность, дисциплина, умение собраться в нужный момент, доделать начатое до конца, способность бороться — всё это, конечно, помогает. Но в то же время жизнь тоже учила определённым навыкам — уметь уступить, даже где-то отступить назад, что в спорте в принципе невозможно. 

Фото: архив Добровольного Физкультурного Союза

Очень яркая история

— Наверное, в жизни каждого большого спортсмена бывают очень непростые моменты. Как их пережить? Вспомнить хотя бы случай, когда вас незаслуженно «прокатили» на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. 

— Здесь очень философская история. Да, обидно, неприятно. Да, ты понимаешь, что это не от тебя зависит, что оказался в ненужное время в ненужном месте... Не сломиться помогла преданность делу — нас раньше так воспитывали. 

Моя спортивная карьера на то время была уже достаточно длинной, и вместе с тем я понимала, что впереди новые серьёзные битвы. Я не планировала заканчивать карьеру в таком молодом возрасте, мне очень хотелось побороться ещё один олимпийский цикл, очень хотелось выиграть чемпионат мира, который планировался в моей родной Москве, очень хотелось показать там то, что я умею исполнять на тренировках. 

Иными словами, осталась какая-то определённая недосказанность, она и мотивировала идти вперёд. Да я на тот момент и не представляла, как могу жить без спорта, без вечного адреналина, без поездок, без ощущения соревнований, поэтому передо мной и выбора-то не стояло. Мне безумно хотелось идти дальше и доказывать, в первую очередь самой себе, что я могу. 

В принципе, всё так и получилось — в моей жизни случилась ещё одна Олимпиада, новые рекорды, выигранные чемпионаты... Я была первой, кто исполнил наисложнейший каскад «тройной лутц + тройной ритбергер». Поэтому впереди ждало много нового и интересного, и мне хотелось жить именно той жизнью, спортивной. А вот когда в 2006-м завершилась Олимпиада, я уже чётко понимала, что ухожу из большого спорта и надо искать себя в чём-то другом.

Фото: архив Добровольного Физкультурного Союза

— Вернёмся всё же в 2002 год. Что вы почувствовали, когда получили золотую медаль из рук бизнесмена? 

— Это было очень приятно, очень красиво. Мне вручали её на Красной площади, было много поклонников, пресса. Эта медаль хранится, как и эмоции, любовь всех моих поклонников, в том числе и Антона Бакова — предпринимателя из Екатеринбурга, сделавшего эту медаль. Про него я помню всегда. И спасибо всем, кто был неравнодушен к искусству фигурного катания и тоже помнит эту историю. Она была очень яркой, это память на всю жизнь. 

— Достаётся нашим спортсменам до сих пор... Как вы относитесь к тому, что в Токио они выступали под флагом Олимпийского комитета, а не государственным?

— К этому можно относиться по-разному, но раз мы живём в таких предлагаемых обстоятельствах, мы должны были принять эту ситуацию и продолжать выступать. Знаете, отсутствие флага или гимна не могут помешать стать олимпийским чемпионом, чемпионом мира, Европы и стоять на пьедестале почёта. Мы всех наших спортсменов знаем, любим, и отсутствие флага и гимна не отнимут у нас гордость за их достижения.

Всегда в движении

— Какое применение своим силам и знаниям вы нашли после завершения карьеры в спорте высших достижений? Что стало для вас драйвом?

— На сегодняшний день достаточное количество проектов. Начну с того, что у меня есть своя школа фигурного катания, где обучаются детки. Туда вкладываю свою душу, потому что отстраниться от того спорта, которому ты отдал более 20 лет, невозможно. Я всё равно фанат фигурного катания в любом проявлении — и как зритель, и как участник. 

Кроме того, много работаю с людьми как депутат Мособлдумы, а ещё более 10 лет на телевидении, ещё веду спортивные мероприятия, очень активно развиваю северную ходьбу. Закончила несколько институтов — я всегда в движении, всегда ищу то, где мне будет интересно. Но такого адреналина, как в спорте, наверное, больше не будет нигде и никогда.

Фото: архив Добровольного Физкультурного Союза

— А учат ли той преданности спорту, о которой вы говорили, детей в вашей школе?

— На льду их этому учат тренеры. Но когда есть различные мероприятия, включается много мотивационных историй. Приходится определять, чем заинтересовать, что может стать спусковым крючком. Я с детьми много об этом говорю, тоже учу их. И очень здорово, что молодёжь сегодня к таким темам прислушивается, а если кто-то потом реализует — просто замечательно.

Новый образ жизни

— Здоровый образ жизни в нашей стране становится всё более модным. Как у вас возникла идея приобщить работающих людей к регулярным занятиям физкультурой с помощью северной ходьбы (которую в России чаще называют скандинавской)?

— Северную ходьбу я начала развивать уже давно — тогда, когда о ней мало кто знал, когда люди с двумя палками в руках вызывали улыбку и все говорили: «Палки взяли, а лыжи забыли». 

На самом деле это тоже, наверное, воля случая. Я ушла из спорта. Для поддержания физической формы, занималась бегом. Но для фигуристов слабое место — суставы. От бега пришлось отказаться. Долго думала, чем заменить, и совершенно случайно меня познакомили с северной ходьбой. Сначала отнеслась скептически, но после первой тренировки к своему большому удивлению утром обнаружила, что болит половина тела. Начала интересоваться и поняла, что это то, что мне нужно: по физической нагрузке скандинавская ходьба не уступает бегу, а даже превосходит его. Ведь задействовано больше мышц, а за счёт палок разгружаются суставы ног. Заниматься можно круглый год, для занятий подойдёт ближайший парк или сквер, кроссовки и палки для северной ходьбы. 

— Есть ли противопоказания для занятий?

Я рекомендую проконсультироваться с врачом, особенно людям с заболеваниями, несмотря на то, что северная ходьба имеет минимум противопоказаний. Вообще, эта практика существует перед любой тренировкой. Второй момент — учиться ходить нужно с инструктором. Любые физические упражнения, когда выполняется неправильно, могут нанести травмы и вред. А потом уже, когда научитесь, в добрый путь. Кстати, немало участников наших проектов сами становятся инструкторами, привлекая в спорт ещё больше людей. Например, по итогам прошлого года один из участников соревнований из Салавата Радик Фахретдинов прошёл курсы инструкторов по северной ходьбе и теперь занимается этим профессионально. А ведь начинал в прошлом году «с нуля».

— А не может ли новичок сам обучиться, скажем, по видеоурокам?

— Сейчас актуальны уроки онлайн, но лучше, если рядом будет всё же живой наставник, потому что, когда он видит ученика, может обратить его внимание на ошибки. Самое лучшее — это живое общение, потому что тренер вас видит, он вас чувствует, он понимает, что где-то вам некомфортно, где-то вы устали, где-то вам неудобно, потому что он всегда поможет, подскажет, поправит вашу осанку. 

— Кто может стать участником проекта «Северная ходьба — новый образ жизни»? В чём новизна такого образа жизни?

— Наш проект пришёл на предприятия, в трудовые коллективы. Мы привлекаем в него тех людей, которые ведут малоподвижный образ жизни. Работают с утра до ночи. У них нет на занятия физкультурой ни времени, ни сил, ни желания. Но когда включается внутрикорпоративная история, появляется азарт. Вот смотрите, в прошлом году в проекте «Северная ходьба — новый образ жизни» приняло участие более 2000 сотрудников из 180 предприятий по всей России. В этом — число желающих увеличилось в 5 раз. Мы никого не загоняем на тренировки насильно. Первое знакомство у участников происходит из любопытства, а потом они понимают, насколько им это нужно и как это здорово. Я знаю, что в крупных компаниях люди играют в футбол, баскетбол, катаются на лыжах. Но это не всем подходит. Мы же предлагаем северную ходьбу, для занятий которой не нужно иметь каких-то особых физических навыков. На сайте Добровольного физкультурного союза сейчас любое предприятие — малое, среднее, крупное или же государственное учреждение — в любом регионе может оставить заявку. Мы направим инструктора для проведения занятия. 

Фото: архив Добровольного Физкультурного Союза

— Ваши усилия достигают результата?

— Да, у людей появляется интерес, кураж, потому что сначала проходят семинары, мастер-классы, обучающие тренировки, затем уже организуются соревнования, по итогам которых участники получают призы. 

«Северная ходьба — новый образ жизни» это не просто приятная кампания, это проект всероссийского масштаба. Очень большое количество людей уже приняло участие в нём. Сейчас формируются команды для соревнований этого года. 

И знаете, что радует? Что те, кто участвовал в соревнованиях в прошлом году, сразу по их окончании стали интересоваться мероприятиями следующего года. 

Физкультура для всех и каждого

— Сложился стереотип, что северная ходьба — это занятие для пожилых людей. Ваш проект привлекает тех, кто в трудоспособном возрасте. Получается, что все возрасты ей покорны?

— Да, это самый настоящий стереотип. У меня, например, дети ходят с палками — получают много удовольствия. А истоки северной ходьбы — это тренировки лыжников в летний период. Так они поддерживали хорошую физическую форму и готовились к зимним соревнованиям. Наш проект рассчитан на трудовые коллективы. А это в основном молодёжь и люди зрелого возраста. Скажем, от 25-ти до 45-ти лет. Если судить по участникам нынешнего проекта, то возрастную категорию пришлось увеличить, от 18-ти до 59-ти лет. 

— Северная ходьба — только ли вид физкультуры? Что она развивает в человеке, кроме мышц?

— Во-первых, это коммуникация, потому что по одному люди редко ходят. Плюс социализация — возможность показать себя, умение быть активным, даже умение собрать вокруг себя команду. И самое важное — человек не чувствует себя одиноким, с ним товарищи по духу, с которыми можно вести диалог, дружить, общаться. Всё это в совокупности и есть северная ходьба.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы