Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Стать первым российским игроком, выигравшим чемпионский титул в сильнейшей баскетбольной лиге планеты, - каково это вообще?
Тимофей Мозгов: Вот опять мне приходится поправлять журналистов: не первым, а одним из двух. Ведь кроме меня за «Кливленд Кавальерс» выступал и Саша Каун (Каун подписал контракт с «Кливлендом» спустя 9 месяцев, после того как там начал играть Мозгов. - Ред.). Конечно, всё это чертовски приятно. Но эйфория прошла быстро. В какой-то момент появились мысли: планка взята, а что дальше? Нельзя останавливаться на достигнутом. Надо работать ещё больше над собой, чтобы реализоваться полностью в профессии. Труд, вера, немного везения - и всё будет.
- А вы везучий?
- Думаю, да. Хотя бы потому, что занимаюсь любимым делом, которое ещё и приносит хорошие деньги.
Палец приготовил
- За чемпионство в НБА какие-то призовые полагаются?
- Только чемпионский перстень. Правда, я его ещё пока не видел, но палец уже приготовил. (Смеётся.)
- В новом сезоне вы будете играть за «Лос-Анджелес Лейкерс». Перешли в новый клуб, потому что получили предложение, от которого нельзя отказаться?
- Основной причиной стал приход в «Лос-Анджелес» нового тренера Люка Уолтона. В прошлом сезоне команда «Голден Стэйт» под его руководством выдала серию из 24 побед - такого вообще не было в истории НБА. Он молод, все отзываются о нём исключительно положительно. Хочется поработать именно с Уолтоном. А деньги... Не буду врать, конечно, они тоже повлияли на выбор.
- Контракт у вас - 64 млн долл. за 4 года? Сумасшедшие цифры!
- «Лос-Анджелес» - не самый бедный клуб, и им хватило денег на меня. (Смеётся.) Но до мегазвёзд мне ещё далековато. На их фоне мой контракт где-то чуть выше среднего.
- Вы сами считаете, что труд баскетболистов стоит таких денег?
- Но ведь никто не заставляет работодателей платить такие гонорары. В Америке умеют считать деньги. НБА как лига является доходным предприятием. И часть этих доходов идёт игрокам.
А что касается моего труда, то могу сказать одно: я баскетболу отдал столько здоровья, что обычному человеку просто не понять. Каждое утро я просыпаюсь с болью в ногах. И это никакими гонорарами не измерить.
- Знаю, вы на свои деньги проводите турнир российских детских баскетбольных команд. В каких ещё благотворительных проектах участвуете?
- Есть проекты, связанные с детьми и молодёжью. Но громко говорить об этом мне не хотелось бы, потому что всё очень тяжело пробивается. Реальность такова, что твоих средств и намерений зачастую оказывается мало.
- В раздевалки американской баскетбольной лиги допинг-офицеры наведываются с проверками?
- За сезон несколько раз берут анализы. Очень строго проверяют на наличие в организме именно наркотических веществ. В межсезонье тоже делают тесты на выявление препаратов, запрещённых в НБА. Со всей этой борьбой с допингом просто так таблетку от простуды не съешь. Я десять раз посоветуюсь с доктором команды, позвоню врачу в Россию, чтобы узнать, что можно принять, а что - нет.
- Благодаря хакерам мы узнали, что десятки олимпийских чемпионов и призёров имели специальное разрешение от ВАДА на применение запрещённых препаратов. Мол, все они настолько больны, что допинг им необходим в терапевтических целях. Вам не кажется, что эта история - тёмная?
- Конечно, я, не обладая профильным образованием, не могу давать оценки. Но кажется, что эта «терапия» могла помочь спортсменам улучшать результаты. Если ты серьёзно болен - лечись. А тут люди продолжают выступать, напичканные фармацевтическим «букетом». Я в своё время как-то без этого обошёлся. Лет в 15 у меня воспалился лимфоузел, сделали операцию, потом ещё одну. Прихожу через месяц после этого на тренировку, а мне говорят: «На фиг ты нам нужен такой весь больной?» Видите, до сих пор играю такой весь больной. (Смеётся.)
Выбраться из ямы
- Вы в сентябре приехали, чтобы помочь сборной получить путёвку на чемпионат Европы. Путёвку-то добыли, но показалось, что игра команды России какая-то сырая - много ошибок допускалось.
- Наверное, соглашусь. В команде было много игроков, которые ещё не попадали в серьёзные передряги, а опытных баскетболистов попросту не хватало. Плюс главный тренер сборной (Сергей Базаревич возглавил сборную в 2016 г. - Ред.) делает ставку на динамичный баскетбол. А чем динамичнее игра, тем быстрее надо принимать решения, тем больше допускается ошибок. Были недопонимания, ну и в чём-то, конечно, я показал далеко не лучшую свою игру.
- У нашего баскетбола вообще есть шансы выползти из той ямы, в которой он оказался? Ведь впервые в новейшей истории ни мужская, ни женская сборная не попали на Олимпиаду. Андрею Кириленко, возглавляющему федерацию, по силам изменить ситуацию?
- За эту «яму» надо спрашивать с предыдущего руководства. Кириленко сейчас делает всё, что может, пытается ликвидировать последствия работы тех управленцев. Не секрет, что они оставили федерацию с миллионными долгами. Но одних его усилий мало. Надо, чтобы подключились все заинтересованные в развитии нашего баскетбола. Ведь развивать есть что! У нас прекрасная молодёжь, будет обидно её упустить.