Примерное время чтения: 8 минут
2001

Тренер Николай Карполь: «Приходится вникать в мировоззрение молодых, чтобы не оказаться на обочине»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Из-за гастарбайтеров россияне не могут свободно ездить в Европу 06/02/2013
Николай Карполь. Фото: РИА Новости

«Да какая же я легенда?! Я ещё живой, тренирую, а живых легенд не бывает», - говорит Николай Карполь.

Пока отечественный волейбол выбирал нового наставника для женской сборной, «АиФ» встретился с самым титулованным волейбольным тренером мира и поговорил о том, почему работа может убить, зачем кричать на девушек и когда закончится мода на деньги.

«АиФ»: - После лондонских Игр главный тренер нашей женской сборной Сергей Овчинников покончил жизнь самоубийством. В конце января, в день, когда Овчинников отмечал бы своё 44-летие, был назван новый наставник команды - Юрий Маричев. До сих пор не укладывается в голове: не мог же человек полезть в петлю только потому, что его подопечные проиграли в олимпийском четвертьфинале!

Сергей Овчинников во время четвертьфинального матча волейбольного турнира на ОИ-2012 Сергей Овчинников во время четвертьфинального матча волейбольного турнира на ОИ-2012. Фото РИА Новости

Н.К.: - Мы никогда не узнаем, что его толкнуло на этот шаг. И ведь выступление сборной на Олимпиаде нельзя назвать провальным. В том четвертьфинале с Бразилией наши волейболистки были в шаге от победы… Знаю одно: быть тренером национальной сборной - это колоссальный труд, дикая психологическая нагрузка. К этой работе надо готовить постепенно. А тут сразу всё свалилось на молодого человека. Не выдержал, нервы сдали. Это, конечно, трагедия. И мы проглядели, не сберегли.

«АиФ»: - Из сборной вы ушли ещё в 2004-м, но впоследствии, когда речь заходила о кандидатах на пост тренера команды, неизменно возникала фигура Карполя. Ваше возвращение теоретически было возможно?

Н.К.: - Когда закончилась Олимпиада в Афинах, в присутствии трёх сотен журналистов я объявил, что ухожу. После такого не возвращаются. Я ведь отдал сборной почти 30 лет! Параллельно всё это время работал с «Уралочкой». Ни на один день не оставлял свой клуб. Но в какой-то момент почувствовал, что уже не справляюсь с нагрузками. Можно сказать, что уходом из национальной команды я продлил себе жизнь.

Брак с «Уралочкой»

«АиФ»: - С «Уралочкой» вы не расстаётесь с 1969 года! Выиграли с клубом столько трофеев, сколько ещё никому не удавалось в нашем спорте. Николай Васильевич, вам ведь скоро 75 лет, что вас ещё удерживает в игре?

Н.К.: - Когда человек неравнодушный, у него глаза горят. И это не зависит ни от количества взятых титулов, ни от прожитых лет. Да, мне всё ещё интересно познавать этот мир, анализировать. Я даже не могу сказать, что тренер по волейболу - моя основная специальность. Прежде всего я педагог. В этом моё призвание. А педагог, если хочет идти в ногу со временем, обязан учиться всю жизнь. В моём случае приходится совершенствоваться в вопросах физиологии, анатомии, биомеханики и, конечно, психологии. Ведь я должен делать так, чтобы людей, как и меня, увлекал сам процесс, чтобы они искали мотивацию не в деньгах, хотя это тоже важно, а именно в созидании.

А возраст... Старым себя не чувствую. Именно потому, что вот уже почти полвека работаю с молодёжью. Если я не буду жить интересами молодых, они уберут меня из жизни. Мне приходится вникать в их мировоззрение, чтобы не оказаться на обочине.

Николай Карполь с женской сборной СССР по волейболу, 1982 год Николай Карполь с женской сборной СССР по волейболу, 1982 год. Фото РИА Новости

«АиФ»: - Через тренера Карполя прошло столько поколений спортсменов… Вы имели возможность наблюдать, как меняются наши люди. Как бы вы описали эти изменения?

Н.К.: - Речь не про спортсменов, а в целом про общество, которое стало терять ориентиры. Имена тех, кто добывает медали, славу стране, люди забывают через несколько дней, а дело Pussy Riot обсуждают месяцами. Им это интереснее, чем спортивные победы.

Досье
Николай Карполь. Родился в 1938 г. в Белоруссии. Возглавлял женские сборные СССР, СНГ, России (1978-1982, 1987-2004), дважды выигрывал Олимпиаду (1980, 1988). Президент и главный тренер екатеринбуржской «Уралочки» (с 1969 г.).

Безнравственность, которая царит на телевидении, мало кого смущает, а это ни к чему хорошему не приведёт. Меня настораживает будущее нынешнего поколения. Вырастить порядочных людей, имея низкую духовность, сложно. Не укради, не убей, не обидь - это идёт с детства, со школы. Но мы уже потеряли мужчин-педагогов, позволили им уйти. А теперь из школы уходят и талантливые женщины. Ведь быть бизнесвумен сейчас на порядок круче, чем учительницей... Моё детство пришлось на войну. Времена были тяжёлые, но люди помогали друг другу, выживали всем соседским миром, делились последним - не по обязатель­ству, а по сердцу. А сейчас… Но в жизни любой страны бывают разные этапы. Мы в последние годы увлеклись материальными ценностями, забыв про духовность. Сейчас у нас период упадка, но он пройдёт. Мудрости у нашего народа много. Я верю в мудрость. Верю в то, что через образование и культуру мы вернём себе и духовность, и сердечность.

«АиФ»: - Говорят, Карполь - жестокий, деспотичный. С нашими спортсменами действительно по-другому нельзя? Иначе будет как с демократичным Хиддинком, при котором футболисты стали кальяны покуривать?

Н.К.: - Когда только начинал работать в волейболе, понял, что всё определяется производительностью труда. А она возможна только при дисциплине. И здесь важно не зависеть от каких-то побочных явлений, людей. Вот, к примеру, наша команда была составной частью коллектива завода. Нам выделили автобус, которым командовал  начальник транспорт­ного цеха, а у него сегодня похороны, завтра свадьба. Автобус всё время у команды забирали. Я сказал: «Так дело не пойдёт». Автобусом командовать буду я. Ведь если ты отвечаешь за результат, то должен контролировать весь процесс. Есть законы спорта, а все эти кальяны - за рамками этого. Да, я строго требую профессионального отношения к делу. Строго, не жёстко. Причём сами девчонки меня часто упрекают, что я слишком добрый. А то, что зрители меня видят на арене кричащим, - так это просто моя манера ведения игры. Крик порой помогает вернуть концентрацию вни­мания.

Николай Карполь с командой Уралочка Николай Карполь с командой «Уралочка». Фото РИА Новости

И роды по команде?  

«АиФ»: - Но ведь столько легенд про Карполя ходит... Не дай бог увидит на улице зимой волейболистку без шапки - несдобровать! И рожают они в «Уралочке» якобы только по вашей команде. Всё врут?

Н.К.: - Рожают по команде? (Смеётся.) Не думаю. Если честно, самым большим своим достижением в спорте считаю вовсе не медали, а то, что не навредил здоровью ни одной волейболистки. Все девочки стали матерями. Я горд, что у них столько детей и что они счастливы в своих семьях. А про шапки… Если увижу девочку без шапки, то отчитаю в первую очередь врача, а не спортсмена. Спортсмен без здоровья не спортсмен. А то у нас молодёжь думает, что они будут здоровыми всю жизнь.

«АиФ»: - Есть такие вещи, о которых вы никогда никому не расска­жете?

Н.К.: - Конечно... Хотя почему никогда? Лет через десять, когда закончу тренировать, обязательно расскажу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы