Шарапова, Боброва, Кулижников и другие могут повторить участь нашей легкоатлетической сборной, которую отстранили от международных соревнований. Но эта история не о борьбе за чистый спорт, а о большой политике, которая в него пришла.
Арена для баталий
Последние спортивные события гармонично вписаны в «чёрную книгу» отношений России с Западом. Политолог Константин Симонов напоминает этапы баталий.
- Среди первых оказались персональные санкции в отношении людей, которых Запад причислил к ближайшему кругу Владимира Путина или посчитал причастными к возвращению Крыма. Сотне с лишним человек запретили въезд на территорию США и ЕС, владение активами. Начался поиск зарубежной недвижимости, арестовали несколько гостиниц в Италии, принадлежавших предположительно бизнесмену Аркадию Ротенбергу и т. д. Стало понятно, что это история, нацеленная лично на Путина. Об этом рассказал один из фигурантов санкционных списков Геннадий Тимченко. Да и на Западе об этом говорили прямым текстом: в одной из британских газет писали, что российская элита предпочтёт Путину возможность летать в Лондон...
Этого оказалось недостаточно, и вскоре были введены санкции против крупнейших компаний и целых отраслей. Так, российским нефтегазовым предприятиям ограничили возможность брать кредиты и покупать технологии, оборудование для разработки шельфовых месторождений глубиной более 152 м. С точки зрения добычи углеводородов в будущем мы потеряем некоторое время, определённые трудности из-за этих санкций есть и сейчас. Но расчёт на быстрый развал российской экономики тоже не оправдался.
Тем временем в Европе, где ещё недавно «страшный Путин» и война на Украине были одной из главных внешнеполитических тем, повестка дня начала кардинально меняться. Главной проблемой стали мигранты, которые продолжают прибывать в Европу из ближневосточного региона. Как это ни странно, причиной этой проблемы в Европе тоже пытаются сделать Россию, а конкретно - нашу операцию в Сирии. Впрочем, местами отношение к России становится очевидно спокойнее. Всё чаще звучит вопрос: что происходит на самом деле, насколько верна идея, что Россия - это главное зло для Европы?
Но постоянный поиск мишеней для уколов всё равно продолжается. И спорт такой мишенью стал, конечно, не на пустом месте. В первую очередь, потому, что он исторически играет особую роль в жизни страны. А потом, «уколоть» наш спорт не так уж и сложно - уровень управления в нём просто отвратительный. И бесконечные допинг-разбирательства - тому подтверждение.
Что дальше? Я думаю, что не будет упущена ни одна возможность, которую дают последние скандалы, показать «козу» Путину, для которого спортивная тема очень важна, который лично много внимания уделял Играм в Сочи, чтобы уязвить всю Россию.
И я не удивлюсь, если российских легкоатлетов в конечном итоге не пустят на Олимпийские игры в Бразилию этим летом.
Прицельно лупят
Александр Розенбаум, музыкант:
- Мне кажется, сегодня нет чистого спорта в сфере больших достижений. Только у кого-то лучше фармакология, у кого-то похуже, как у нас. Но посмотрите на Шарапову и на мощную американку Уильямс. Если судить по внешним данным, ещё вопрос: кто из них употребляет допинг? Но лупят сейчас прицельно по нашим, вне всякого сомнения. И делается это не просто так.
После этого «разоблачения» Шарапова, как и другие ребята, остаются для меня замечательными спортсменами. И по моему патриотизму «допинговый» скандал не ударит. Мой патриотизм только увеличится. Потому что, когда прессингуют исключительно наших, я становлюсь на их сторону.
Защищайте своих!
Светлана Журова, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту (2006):
- Навешали на наш спорт оскорбительный ярлык: русские - значит, допинг. Столько лет норвежские лыжники бегают на бронхорасширяющих аэрозолях - и никаких претензий! (Прикрываясь диагнозом «астма», они используют препарат, который, по мнению ряда специалистов, сказывается на скоростных показателях. - Ред.). В нашей же ситуации ещё ничего не доказано, но вовсю летят упрёки и оскорбления.
Последние события я воспринимаю очень болезненно. Потому что спорт - одна из немногих сфер, где у нас всегда были достижения. Даже в самые тяжёлые времена. Это то, что объединяет, даёт повод для гордости. А ещё я знаю, через что приходится пройти, чтобы подняться на пьедестал. Бесконечные травмы, сборы, тренировки... И я считаю, что страна должна сделать всё, чтобы защитить людей, которые своим колоссальным трудом на пределе возможностей добывают для неё медали.
Министр в ВАДАвороте
Мария Шарапова - самая богатая спортсменка мира и самая влиятельная российская звезда. Ещё вчера её лицо красовалось в списках Forbes, сегодня - в списках нечистых на руку и на ногу русских.
Теннисистка, фигуристка, волейболист, велосипедист, конькобежец, биатлонист, шорт-трекисты, регбисты... За несколько дней россиян, уличённых в употреблении запрещённого с 1 января 2016 г. препарата милдронат (он же мельдоний), набралось почти на целую футбольную команду. Прямо как из «Хоттабыча»: «Очень странный медицинский случай. Все эти взрослые товарищи одновременно заболели...»
Читайте также: Зачем фигуристам употреблять допинг?
Чудо-препарат
«Милдронат, изобретённый в СССР (Латвия), существует более 30 лет, - объясняет врач Зураб Орджоникидзе, долгое время работавший в футбольной сборной. - И никто никогда не думал считать его допингом. Допинг - это то, что даёт преимущество над соперником. Милдронат его не даёт. Он является восстановительным, защищает сердце в условиях сильных нагрузок.
Думаю, в мире существуют тысячи врачей, которые это подтвердили бы и заблокировали включение препарата в запрещённые списки. Но к обсуждению списков их не подключают. ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство. - Ред.) само всё решает: мол, мы сочли это правильным. Тогда почему бы не запретить и воздух среднегорья? Ведь считается, что тренировки на определённой высоте наиболее эффективны».
Почему милдронат теперь применять нельзя? Похоже, потому, что это лекарство из российской аптечки. В 2015 г., когда препарат ещё не попал в чёрный список, его обнаружили в 17% допинг-проб наших спортсменов (против 2,2% у иностранцев). Как говорит Евгений Плющенко, милдронат у нас был как аскорбинка.
Ильдус Ахметов, директор учебно-научного центра Поволжской академии спорта, рассказывает, что в последнее время ВАДА ведёт активную работу по запрету препаратов, которые были разработаны в советское время и широко применяются в России: «Сегодня милдронат, а в 2014 г., например, это были популярные у нас ингаляции ксеноном. Серьёзных оснований для запрета тогда не было, но торопились - хотели успеть к сочинской Олимпиаде».
«Чтобы стало понятно до конца, поделюсь с вами информацией, - говорит Николай Дурманов, антидопинговый эксперт. - Так называемое «исследование» по милдронату спонсировала американская организация, куда входят антидопинговое агентство и Олимпийский комитет США, бейсбольная и футбольная лиги. А изучали препарат всего полгода - за такой короткий срок комплексное исследование провести просто нельзя!
Ещё момент. Почему информация о пойманных россиянах, представляющих абсолютно разные дисциплины, вылилась на нас в течение нескольких дней? Замечу, речь идёт о спортсменах первого порядка - чемпионы, рекордсмены. Дело в том, что антидопинговые службы «собирали урожай» с начала года, копили для масштабной сенсации. Чувствуется профессиональная режиссура. Лавину разоблачений, похоже, специально выдали сразу после показа третьей серии немецкого фильма о допинге в России».
Нашла нелёгкая
После первой серии кино «Тайный допинг. Как Россия одерживает победы», вышедшей на немецком канале (декабрь 2014 г.), начались проблемы у наших легкоатлетов. Просмотрев её, ВАДА создало независимую комиссию, которая пришла к выводу: россияне бегают и прыгают исключительно на уколах, а допинг в стране поддерживается на госуровне. Даже в отсутствие весомой доказательной базы этого заключения хватило, чтобы отстранить более 4 тыс. российских легкоатлетов от участия в международных соревнованиях (ноябрь 2015 г.). Ничего подобного по масштабу история спорта не знала. К слову, никому даже в голову не пришло расследовать факты про допинг в США, озвученные в фильме канала «Аль-Джазира». Впрочем, неудивительно - штаб-квартира ВАДА находится в Северной Америке.
И, скажем, когда речь заходит о том, чтобы проверить хоккеистов заокеанской НХЛ, борцы с допингом не проявляют той принципиальности, какую мы имеем в случае с Россией.
Впрочем, соблюдая приличия, ВАДА сообщило: если Россия в ближайшее время наведёт порядок в своих «пыльных» спортивных кругах, то её легкоатлеты смогут поехать на Олимпиаду-2016. Мы послушались, и вроде началась чистка - совещания, увольнения... Всё шло по плану, пока не подорвались на милдронате. «На радость нашим «друзьям», - констатировал Виталий Мутко. А реакция «друзей» не заставила себя ждать. Глава комиссии ВАДА Ричард Паунд, кивая на латышское изделие, сказал, что шансы российских легкоатлетов поехать на Игры в Рио становятся всё призрачнее (окончательно этот вопрос будет решён в мае)
Мутко подставляет Президента
Шарапова честно призналась, что не проявила должного внимания и проглядела запрет на милдронат. В союзе конькобежцев России выдвинули детективную версию. По словам президента союза Александра Кравцова, конькобежцу Кулижникову (5-кратный чемпион мира), шорт-трекистам Елистратову (олимпийский чемпион, чемпион мира) и Константиновой (чемпионка Европы) препарат могли подбросить коллеги. Из зависти.
А вот более жизнеспособный ответ волейболиста Александра Маркина: «Я знал, что лекарство запрещено с января. Перестал его принимать ещё в декабре. Ориентировался на инструкцию врача, который сказал, что препарат выводится в течение 3-6 часов. А по факту оказалось, что это не так».
«Сколько было разговоров о квалификации врачей в сборных, но по-прежнему туда берут на работу тех, кому по статусу не положено», - говорит Орджоникидзе.
Всё выглядит ещё хуже, чем показалось вначале. По последней информации от ВАДА, милдронат обнаружен у 60 спортсменов (имена не раскрываются, но россиян там будет точно много). «Принимаем меры, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу», - заявили в нашем Федеральном медико-биологическом агентстве. Российская сторона будет пытаться доказать, что лекарство внесено в список запрета неправомерно и что из организма оно выводится долго.
По логике, препарат отстаивать надо было ещё летом, когда его только включали в чёрный список. Но отстаивать что-то своевременно, контролировать медицинское обеспечение, списки шерстить ежечасно - это вам не олимпийские балы проводить и лицами в телекамеры торговать.
«Когда победы, то наши бонзы первые бегут с отчётами, - рассуждает Леонид Тягачёв, экс-глава Олимпийского комитета России (2001-2010 гг.). - Зато сейчас что-то приутихли. Ищут стрелочников, пытаются переложить вину. Зачем нам тогда вообще Министерство спорта, если такие дела происходят? И это притом что там есть всё - деньги, специалисты, рычаги! Неужели люди не отдают себе отчёт в том, какой прессинг идёт? Не понимают, что войну, развязанную против нас в спорте, одним раздуванием щёк не выиграть?»
Но Виталий Мутко продолжает сохранять олимпийское спокойствие. «Жалко, конечно, если легкоатлеты не поедут на Игры, - говорит он. - Но это не трагедия». Кажется, что трагедия - это такой министр спорта в стране. 8 лет Виталий Мутко сидит в своём кресле - за это время можно выстроить такую систему, что никакая ВАДА носа не подточит. Столько было возможностей - никакого отказа в бюджетных средствах не знали. Не в последнюю очередь благодаря таким «стараниям» случилась допинг-история. Коль спортсменам теперь светит дисквалификация, она должна быть и для министра. Тем более что ещё прошлой осенью (когда только появился легкоатлетический вопрос) спортивные функционеры в Кремль ходили, Мутко президенту обещал с запрещёнными препаратами разобраться. Подставил его, выходит? Никаких «друзей» вроде Паунда не надо с таким управлением отраслью! Своими руками спорт, победы, а с ними и патриотизм, закапываем.