В Москве завершились контрольные прокаты фигуристов сборной России. Особое внимание было обращено на сбегавшую из дома Алину Горбачеву, новую программу Камилы Валиевой и вернувшихся после паузы Ивана Букина и Александру Степанову.
Танцоры входят в ритм
Нынешние чемпионы России Елизавета Худайбердиева и Егор Базин откатались под Уитни Хьюстон чисто и эффектно. В микст-зоне спортсмены признались, что во время постановки программы быстро поняли, что не рассчитали темп музыки, и столкнулись с тем, что большую часть проката должны «активно работать» на льду. «От проката к прокату пытаемся понять, где выдохнуть, а где добавить мощи», — подчеркнула Елизавета.
Вернувшиеся после перерыва в карьере Александра Степанова и Иван Букин для произвольной выбрали нежную композицию Time out. И хотя было заметно, что именитым спортсменам сложно в полной мере войти в ритм прокатов, сами Саша и Ваня сияли от удовольствия: «Это было невероятно. Нервы, как будто это соревнования уровня этапа Гран-при. С новой силой будем работать-работать-работать», — сказали ребята.
У новоиспеченной пары Ирина Хавронина/Дэвид Нарижный случился повтор музыки с композицией, под которую в прошлом сезоне каталась Камила Валиева. Да еще как каталась — «рассказывала» в произвольной свою олимпийскую драму. «Если честно, когда нам предложили эту музыку, только я вспомнила, что ее катала Камила, — призналась Ирина. — Дэвид не вспомнил, тренеры не вспомнили... Камила очень красиво катается, и это сравнение — неплохо для нас».
Без четверных и «вау-эффекта»
Произвольная программа у девушек не запомнилась яркими выступлениями. Многие из одиночниц, по мнению экспертов, становятся с годами «заложницами» своих лиричных образов. Отличилась разве что Алина Горбачева, которая сбежала из дома в конце августа, взбудоражив спортивную общественность, а теперь вернулась на лед в непривычном для женского одиночного катания костюме с брюками и рубашкой под музыку из сериала «Ход королевы». Судьба главной героини чем-то напомнила журналистам жизнь самой Алины, и юная фигуристка с этим сравнением согласилась: «В чем-то, наверное, вижу себя в этой программе. Шахматы — это тоже спорт, пусть и умственный».
Удивила и Камила Валиева, которая сменила прошлогоднюю лирику на дерзкую постановку «Черной пантеры». «Такая радость, что не катаю в этом сезоне лиричное. На это нужен более мягкий настрой, который менее подходит для прыжков», — призналась в микст-зоне спортсменка. Несмотря на неопределенность дальнейшей судьбы карьеры Валиевой, которая решится 26-28 сентября на Спортивном арбитражном суде, фигуристка, по всей видимости, собирается нарабатывать элементы и покорять зрителей сложными прыжками.
Одно дело — надеяться на четверные прыжки, а совсем другое — их исполнять. Единственные фигуристки, которые попытались исполнить ультра-си, — 16-летняя ученица Этери Тутберидзе Аделия Петросян и 15-летняя ученица Евгения Плющенко Вероника Жилина. Некоторые другие фигуристки и вовсе отделались простыми двойными прыжками вместо набора тройных и четверных: ветеран отечественного фигурного катания Елизавета Туктамышева прыгнула пять двойных акселей, а Ксения Синицына — шесть.
В прошлом году «квадисток» на контрольных прокатах было заметно больше, а в это межсезонье то ли восстановиться успели не все, то ли потеряли мотивацию в отсутствие международных стартов. Первое относится к нынешней чемпионке России Софье Акатьевой, которая снялась с произвольной программы по «медицинским показаниям». Скорее всего, из-за недавнего стрессового перелома стопы. А вот Ксения Синицына получила травму прямо во время тренировки перед контрольными прокатами: заходила на тройной лутц и задней частью лезвия левого конька пробила правый конек и ногу. Из-за такой же случайной травмы с прокатов незадолго до их начала снялась перспективная фигуристка из Екатеринбурга Вероника Яметова.
От классики до модерна
После случайного совпадения музыкальных композиций в короткой программе с постановкой другой пары чемпионы страны Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, которые с этого сезона находятся «под крылом» Тутберидзе, просто обязаны были удивить публику «эксклюзивом». И им это удалось: на фоне бывших коллег по тренерскому штабу Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, катавшихся под нежные «Грезы любви», Бойкова/Козловской под «Времена года» выглядели куда более живо и самобытно. Сами ребята окрестили свои прокаты за эти два дня «достойно выдержанной первой битвой сезона».
А вот новички в парном катании Алена Косторная и ее супруг Георгий Куница классику для своего дебютного сезона брать не стали и откатали произвольную под музыку из фильма «Голодные игры». А еще удивили журналистов продуманностью своих образов: на костюмах фигуристов и их тренеров были значки с изображением сойки-пересмешницы — символа киноленты.
Время экспериментов
Чемпион России и ученик Алексея Мишина Евгений Семененко представил новую произвольную программу, которую ему поставил маэстро мировой фигурки Бенуа Ришо. Динамичная хореография оказалась настоящим вызовом для фигуриста, который по ходу сезона намерен «усложнять контент и прибавлять в артистизме». А вот ученик Светланы Соколовской Александр Самарин со своей хореографией справился на «ура»: перед зрителями спортсмен предстал в образе робота и катался под электронную музыку, что совсем нетипично для соревновательной программы. Сам же фигурист в микст-зоне отметил, что очень любит «пластично кататься», и в шутку попросил журналистов написать, что «Самарин был пластичный».
Другой звездный ученик Соколовской Марк Кондратюк катался под «Оду к радости», которую болельщики уже слышали в первый день прокатов в программе Анастасии Мишина и Александра Галлямова. Повтор музыки удалось затмить крутым набором прыжков: три разных четверных в начале сезона под силу не каждому. Секрет Кондратюка — в органичности композиции и образа на льду. «Музыка имеет свою силу и харизму, и когда становится тяжело, у тебя нет выбора раскиснуть», — заявил фигурист.
Сразу два наших одиночника в этом сезоне решили сделать многочастные программы: их произвольные являются смысловым продолжением коротких. Андрей Мозалев в короткой и произвольной «читал» два тома одной книги, о чем свидетельствовали страницы книги на обоих костюмах. Матвей Ветлугин же в первых день контрольных прокатов «рассказал» на льду историю трагичной любви и ссоры с девушкой, а во второй день обрадовал зрителей «хеппи-эндом» — его герой «заслужил прощения» возлюбленной.
Кстати, Матвей — единственный, кто проявил инициативу и высказался в микст-зоне о ситуации с Петром Гуменником, на которого написали донос в Министерство спорта из-за музыки группы Rammstein к короткой программе.
«Ситуация — бред на самом деле. Петя в раздевалке нам сказал, что его программа нравилась и федерации, и судьям, и представителям Первого канала. И заменять ее только по доносу какого-то депутата — это слишком», — подчеркнул Ветлугин. Другие одиночники комментировать произошедшее не стали.